Сонник развалины, руины Сон развалины здания

Салат из редьки с жареным луком (ТТК3232)

Когда добыча съедает охотника

Гороскоп на март водолей тигр

Как ИП может оформить ипотеку?

Литературные премии мира

Венгерские оккупанты в ссср: главные «отморозки» на великой отечественной Партизан генерал орленко

Петух в славянской мифологии

Именительный представления Именительный темы примеры

Тест профтбор Тест смогу ли я стать военным

Объявление на взнос наличными - способ перевода средств на счёт

Торт «Птичье молоко» в домашних условиях, пошаговый рецепт с фото Торт бисквит птичье молоко

Салат с моцареллой и помидорами - классика вкуса Салат с моцареллой маслинами и черри

История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с еще более кратким прогнозом на будущее

Синдром дырявого кишечника - Candida и аутоиммунные заболевания Аутоиммунные заболевания жкт у детей

Усилитель на триоде. Ламповый усилитель с однотактным выходным каскадом

Ламповые усилители с однотактным выходным каскадом пользуются заслуженным признанием у любителей высококачественного звуковоспроизведения. Однако у желающих самостоятельно собрать такое устройство возникают трудности. Обычно используемые западными фирмами выходные триоды малодоступны. Попытки использовать отечественные триоды 6С41С и 6С19П не дали удовлетворительного результата. Желаемое звучание получить не удалось в основном из-за большого коэффициента гармоник указанных ламп в однотактном включении. Как показывает практика, вместо триодов с успехом могут применяться некоторые лучевые тетроды в триодном включении. В описываемом стереофоническом УМЗЧ в выходном каскаде автор применил лампы ГМИ-6, но допустимо использовать более распространенные ГУ-29. У этих ламп совпадает цоколевка. Звучание с лампами ГУ-29, возможно, кому-то даже больше понравится. Основные параметры УМЗЧ на нагрузке с номинальным сопротивлением 8 Ом для сигнала частотой 1000 Гц приведены ниже (в скобках - параметры для ГУ-29). Использованы измеритель искажений ИНИ С6-7, самодельный звуковой генератор с Кг менее 0,06 % и осциллограф С1-91.

Технические характеристики: максимальная выходная мощность - 10(10,8) Вт, номинальная выходная мощность - 4,5 Вт, коэффициент гармоник при номинальной мощности 1,7 (2,2) %, полоса частот при номинальной мощности (по уровню -1 дБ) - 23...46000 Гц, отношение сигнал/фон (невзвешенное) - 72 дБ, скорость нарастания выходного напряжения (Рвых = 4,5 Вт) - 2,5 В/мкс, выходное сопротивление - 2,7 (1,8) Ом, номинальное входное напряжение - 0,5 В.

Мощности усилителя вполне достаточно для озвучивания жилой комнаты, а качество звучания способно удовлетворить взыскательных слушателей. У автора этот УМЗЧ используется с самодельными трехполосными громкоговорителями (чувствительность - около 91 дБ/Вт/м), в которых установлены головки TONSIL GDN25/40, 5ГДШ-3-8 и две изодинамические головки 10ГИ-1.

Схема одного канала УМЗЧ изображена на рис. 1. Можно отметить следующие особенности усилителя: отсутствие общей петли ООС; в предоконечном каскаде применен катодный повторитель, позволяющий лампе выходного каскада работать с током сетки (класс А2) .

Рис.1. Принципиальная схема лампового усилителя

Мощная лампа ГМИ-6 или ГУ-29 при триодном включении двух параллельно соединяемых тетродов имеет сравнительно высокое внутреннее сопротивление, в выбранной рабочей точке выходной характеристики для ГМИ-6 оно примерно 720 Ом и для ГУ-29 - 460 Ом. В этом случае коэффициент использования анодного напряжения (в режиме А1 - без сеточного тока) при допустимом напряжении питания 240 В для ГМИ-6 (225 В для ГУ-29) составляет всего 0,5...0,55 и выходная мощность не превышает 5...6 Вт. Увеличить этот коэффициент повышением напряжения питания нельзя, так как оно ограничено мощностью рассеяния на экранных сетках, соединенных в триодном включении с анодом. Кроме того, повышение напряжения питания приводит к необходимости увеличения сопротивления анодной нагрузки, что усложняет конструкцию выходного трансформатора. Работа выходного каскада с сеточным током позволяет решить эту проблему и увеличить выходную мощность почти в два раза. Лучший предоконечный каскад для данного случая - трансформаторный. Но межкаскадный трансформатор высокого качества не уступает по сложности выходному, поэтому в предоконечном каскаде было решено применить катодный повторитель с непосредственной связью . График зависимости коэффициента гармонических искажений (Кг) от выходной мощности показан на рис. 2.

Рис.2. График зависимости коэффициента гармонических искажений от выходной мощности

Вторые половины ламп VL1 и VL2 использованы во втором канале УМЗЧ.

Детали и конструкция. УМЗЧ собран на плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм размерами 120x160 мм. Чертеж печатных проводников не приводится, поскольку плата практически макетная. В местах установки деталей вырезаны контактные площадки, которые соединяют между собой проводом МГТФ-0,2. Ширина зазоров между площадками должна быть не менее 1,5 мм. Все лампы установлены в керамические панели. В плате под мощными лампами прорезаны отверстия диаметром 17 мм для лучшей вентиляции. Резистор R3, защищающий входной каскад от самовозбуждения, припаян непосредственно к выводу управляющей сетки VL1 на ее панели.

Подстроечный резистор R7 - СПб-1В, но подойдет и СП5-28 из блока сведения лампового цветного телевизора. Постоянные резисторы - МЛТ. Разделительный (С2) и блокировочный (С5) конденсаторы - К71-4, оксидный С1 - фирмы Rubicon или Jamicon. Остальные конденсаторы (блокировочные) могут быть серии К73-16. Выходные разъемы - подходящие винтовые зажимы, например, от старых измерительных приборов. Входные разъемы - байонетные BNC. Они обеспечивают более стабильный контакт, чем обычно используемые "тюльпаны".

Рис.3. Принципиальная схема блока питания усилителя

Диодный мост выпрямителя, питающего выходные каскады, составлен из диодов КД213А. Они включены по два последовательно в плечо. Для уравнивания обратных напряжений диоды шунтированы резисторами МЛТ-0,5 1 МОм. Дроссели L1 и L2 - Др-0 4-0,34 и Др-5-0,08 от блока питания лампового цветного телевизора. В качестве дросселей L3 и L4 использованы выходные трансформаторы ТВЗ-1 -9 (первичные обмотки). Их следует монтировать подальше от платы усилителя и выходных трансформаторов. Конденсаторы С11, С12 - К50-18; их емкость допустимо снизить до 1000 мкФ.

О налаживании усилителя. Сначала убедившись в правильности монтажа включают УМЗЧ без выходных ламп и с отключенными контактами реле К1 конденсаторами С11, С12. Резистором R6 усилителя устанавливают напряжение смещения выходных ламп равным -15 В. Затем, предварительно выключив питание, подключают конденсаторы и лампы. В блоке питания движок подстроечного резистора R2 устанавливают в среднее положение. Включают блок питания и дают лампам прогреться 5...7 мин. Медленно уменьшая напряжение смещения, ток выходных ламп выставляют равным 0,115 А для ГМИ 6 (0 175 А для ГУ-29). Напряжение на анодах должно быть 238 (225) В. При необходимости его корректируют подстройкой резистора R2. Время задержки подачи анодного напряжения (около 40 с) при заметном отклонении корректируют подбором резистора R9. В случае применения другого реле, возможно, потребуется изменить число витков соответствующей обмотки трансформатора Т1. В связи с тем, что в описываемом УМЗЧ применены высоковольтные конденсаторы, накапливающие энергию 150 Дж каждый, важно соблюдать повышенную аккуратность. Ни в коем случае не замыкайте выводы заряженных конденсаторов; разряжайте их через проволочный резистор сопротивлением 200...300 Ом.

Формовку оксидных конденсаторов целесообразно проводить до монтажа, оставляя их под напряжением не более половины рабочего на 12...15 ч.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ризкин А. А. Основы теории усилительных схем. - М.: Советское радио, 1954.

2. Цыкин Г. С. Электронные усилители. - М.: Гос. издательство литературы по вопросам связи и радио, 1960.

А. Кравченко, станица Брюховецкая Краснодарского края

Журнал "Радио" 2008, № 11

Несмотря на простоту конструкции, звучания усилителя отличается хорошей музыкальностью. Данный усилитель может быть рекомендован для первого опыта интересующихся «ламповым» звуком, имеющим скромный бюджет. Собрав эту схему, вы будете потрясены звучанием любимых записей!

Конструкция аппарата восходит к так называемой схеме Loftin-White – двухкаскадного усилителя с непосредственной связью. Отсутствие межкаскадного конденсатора (или трансформатора) положительно сказывается на линейности, широкополосности и фазовой характеристики усилителя.

Внимание! Не следует приступать к изготовлению данной конструкции, не имея опыта работы с высоковольтными электроцепями (до 1000 В). Безопасность – прежде всего, соблюдайте осторожность, не подвергайте себя риску!

Его чувствительность - около 1 B, чего вполне достаточно для большинства С D -проигрывателей – наиболее массового ныне источника музыкального сигнала. Заметное на слух ограничение появляется на уровне выходной мощности около 8 Вт. Но оно настолько «ласковое», что, чуть снизив громкость, можно продолжать прослушивание. При мощности 4 Вт коэффициент гармоник не превышает 0,4%, при 1 Вт – не более 0,1%. Основной продукт искажений - 2-я гармоника сигнала.

Схема усилителя

B первом каскаде по схеме работает один из триодов лампы 6Н8С. Лампа выбрана после прослушивания в данной схеме нескольких типов в различных режимах и имеет на взгляд (ухо?) автора несколько преимуществ. Ее звуковая сигнатура отличается естественностью, a построение стереопанорамы - точностью и глубиной. Если усилитель изготавливается в виде моноблоков, разумно применить одиночные триоды 6С2С – даже c несколько лучшим результатом. Могут подойти также и 6С5 (6С5С).

Примечание. Возможно, кому-то понравится звук лампы 6Н1П, которая также неплохо работает в данной схеме, но автор считает ее звучание здесь резковатoм.

Небольшой по величине резистор автоматического смещения не шунтируется конденсатором, что создает небольшую местную ООС c линеаризующим действием. Кроме того, отсутствие конденсатора снимает проблему его влияния на звук, которое почти никогда не бывает положительным.

Для выходного каскада также после проб выбрана лампа EL34 в триодном включении.

Совет. Постарайтесь ее найти, она порадует вас упругим басом, гармоничным тональным балансом – прекрасный прибор!

Существовал и ее отечественный аналог, правда, малораспространенный 6П27С. Несколько хуже будут 6ПЗС (в этом случае предпочтительнее 6ПЗС-Е), ГУ-50. При соответствующем перерасчете выходного каскада можно попробовать 6Н5С (6Н1ЗС), по паре включенных в параллель EL84 (6П14П), 6П1П, 6П6С (все – в триодном включении) или 6С19П.

И наконец, кто располагает лампами 6СЗЗС или 6С41С, может и c ними поэкспериментировать, умощнив источник питания и понизив анодное напряжение. Хотя, строго говоря, мощность первого каскада в данной схеме для их «раскачки» недостаточна. На схеме ниже показана цепь общей отрицательной обратной связи (резистор R7), введенная c целью снижения интермодуляционных искажений. Однако в авторском варианте ОС не включена.

Схема содержит совсем небольшое количество элементов, но качество каждого очень важно. Здесь мы изложим некоторые желательные «излишества», хотя и в минимальном варианте звучание усилителя вас не огорчит.

Начнем c регулятора громкости . Если вам доступен дискретный переключатель высокого качества – лучше применить его, собрав схему L-аттенюара. На практике бывает достаточно всего 5-6 положений.

Резисторы R2 – R5 типа МЛТ-2. R 2 выполняет защитную функцию при возможном нарушении контакта в движке потенциометра R 1. R 6 можно набрать из четырех МЛТ-2 в смешанном соединении или применить проволочный остеклованный мощностью 10 Вт. Допуск номиналов всех резисторов – 5%.

Конденсатор для цепи катода выходной лампы лучше приобрести импортный – из наших деталей подойдет разве что К50-35. Но наилучшим решением будет применение здесь полипропиленовых или бумажных (МБГЧ или МБГП) конденсаторов емкостью хотя бы 50-60 мкФ.

Выходной трансформатор заслуживает отдельного разговора. Если ориентироваться на его самостоятельное изготовление, сечение железа следует выбрать около 10 см 2 (можно немного больше). Намотка секционированная – чередование 5 слоев «первички» (2500 витков, диаметром 0,25 мм) и 4 слоев «вторички» (300 витков, диаметром 0,б мм). Сделайте отводы от 240-го и 270-го витка для настройки под конкретную акустику.

Автору больше нравится звучание трансформаторов на Ш-железе, но можно применять и ленточный сердечник. Многое зависит от качества стали - лучше всего использовать сердечник от какого-либо звукового трансформатора (кинотеатральная аппаратура, ламповые радиоузлы и т.д.). Толщина немагнитной прокладки при сборке около 0,15 мм.

Если применяете межобмоточную изоляцию из конденсаторной бумаги, то лучше пропитать собранный трансформатор парафином для повышения электрической прочности и фиксации витков. Автор использует для изоляции тонкую сантехническую ленту «ФУМ» (белого цвета). Она хорошо фиксирует витки, обладает свойствами отличного диэлектрика. И если трансформатор при этом намотан аккуратно (витки по краям не проваливаются и т. п.), его можно и не пропитывать.

Несколько слов об особенностях монтажа. Лучше, если все соединения будут наиболее короткими – крепление компонентов «от точки к точке». Если длина соединительных проводов будет менее 10 см, их влияние на звук не будет столь ощутимым. Наиболее компактно смонтируйте катодные цепи, точка заземления всех компонентов должна находиться вблизи входного разъема. Сюда же подключите общий провод анодного питания.

Не жалейте на источник питания средств и усилий! B крайнем случае – используйте один трансформатор c достаточным запасом мощности и раздельные выпрямители. Представляется также разумным применение отдельного трансформатора накала (например, серийных ТН) - рисунок ниже. Это упростит намотку анодных трансформаторов и решит проблему предварительного прогрева нитей ламп перед включением высокого напряжения.

Вариант применения отдельного трансформатора накала

Питание нитей накала выпрямленным напряжением предпочтительно в отношении уровня фона и качества звучания. Оптимальный анодный выпрямитель двухполупериодный (не мостовой!). Такая схема показана на рисунке ниже, она гасит синфазные помехи из сети, и усилитель получается очень «тихим», без неприятного фона и рокота.

Схема питания канала стереоусилителя

(от отдельного силового трансформатора)

Примечание. Автор придерживается мнения, что только питание каналов усилителя от отдельных силовых трансформаторов на рисунке ниже полностью реализует преимущества однотактного лампового усилителя в «деликатности» передачи стереопанорамы.

Для выпрямления лучше применять силовые вентили на токи свыше 5 А c большой площадью кристалла. Обычные диоды при переключении создают помехи c широким спектром, которые портят звук. Можете убедиться в этом сами!

Дроссели от ламповых цветных телевизоров, типа Др-5-0,08. Если пожелаете, примените в источнике кeнотроны (5ЦЗС хорошо подойдут), бумажные конденсаторы МБГЧ или КБГ-МН в сочетании c большими дросселями на 10-15 Гн.

Если не смутят габариты, это будет по-настоящему «безальтернативный» источник, который, возможно, пригодится вам в будущем, когда захочется попробовать элитные выходные лампы (6С4С, 300В и другие).

B качестве компромисса предлагается шунтирование конденсаторов C1, С2 и C4 (хорошо, если они будут импортными) бумагомасляными (МБГЧ, КБГ) и емкостью не менее 10 мкФ.

Совет. С целью повышения выходной мощности до 10-12 Вт можно рекомендовать введение в первом каскаде усилителя фиксированного смещения величиной 2,5–3 В.

Небольшая мощность усилителя требует чувствительной акустики. Из отечественных громкоговорителей прошлых лет акустика мощностью 15-30 Вт небольшого размера предпочтительнее, чем клоны S-90. Сейчас еще можно найти старые кинотеатральные громкоговорители c головками 4А-32, они хорошо подойдут.

Вариант c 2А-12 и рупорным ВЧ-звеном на базе головки 1А-20 или подобной - это уже серьезная акустика! После небольшой доработки получаются громкоговорители c хорошей динамикой, красивым басом и высокой чувствительностью. Если ваши возможности совсем ограничены – наберите несколько старых 4-ваттных головок с бумажным подвесом диффузора и разместите их в открытых ящиках большого размера, дабавив, если есть, «бумажные пищалки». Для баса хорошо 6 ГД-2. Желаю успехов и наслаждения звуком.

Статью подготовил: Николай Сухов

Идея что-нибудь ламповое собрать своими руками зрела давно. И, столкнувшись и с лампой, и транзистором, могу сказать, что справляться с лампой мне легче и приятнее. Итак, первое мое творение, которого безоговорочно работает и радует (до него были успехи, но требующие на данный момент многих доработок, заниматься которыми лень): однотактный ламповый усилитель можностью 3-4 Вт на лампах 6Н1П и 6П14П с линейным входом и докстанцией под iPod/iPhone. Любителям, как грится, инноваций и классики посвящается)))


С этим усилком всё началось с того момента, как друг принес на профилактику ламповый моно-проигрыватель "Юность-301" . Я его подлатал, и задумался над идеей собрать из пары, задействовав детали, стерео-усилитель. Первоначально крутил родную схему без доработок, потом, начитавшись литературы, пересчитал полностью оба каскада, оставив от Юности только замысел, лампы и трансформаторы.

В качестве корпуса использовал нерабочий спутниковый ресивер General Satellite. Я считаю, что аккуратный металлический корпус за 4$ - хорошее приобретение.


Немного сбили с толку обзорщики данного ресивера в интернете - по их словам, высоты корпуса мне хватало, чтоб разместить внутри сетевые трансформаторы. В натуре дело оказалось хуже, и пришлось в крышке делать прямоугольные отверстия, куда сейчас из "подпола" торчат кожухи питающих трансов. Правда, этого не видно, поскольку на "втором этаже" расположены звуковые трансформаторы, закрытые сеткой.






По схеме получается двойное моно: трансформатор, мост и фильтр для каждого канала свои. Накал - тоже, нестабилизированный переменным током от отдельных обмоток.


Ламповые панельки - керамические, Китай, докстанция - аналогично.

Далее - схема и описание для желающих повторить (сколько сам постов в ЖЖ перечитал).
Схема усилителя и БП:


Блок питания.
Трансформаторы питания раздельные для каждого канала. Предохранители установлены как на ноль, так и на фазу. Включение питания осуществляется двухпозиционным поворотным переключателем (разрывается и ноль, и фаза). Анодное напряжение каждого канала составляет не менее 280 В. Переменный ток двухпериодно выпрямлен диодами Д226, шунтированными высоковольтными неполярными конденсаторами по 0,1 мФ. В качестве фильтра напряжения использованы высоковольтные электролитические конденсаторы общей емкостью 320 мФ на каждый канал. Питание накала ламп обоих каскадов осуществляется переменным током от отдельной обмотки каждого сетевого трансформатора.

Ток анода на 1 канал: не менее 65 мА;
Ток накала на 1 канал: не менее 1470 мА (не промерял еще как следует трансы Юности, рассчитал по токам потребления ламп).


Усилитель.
Первый каскад построен на двойном триоде 6Н1П (возможно использование двойного триода 6Н2П с более высоким коэффициентом усиления, а также 6Н23П) и представляет собой классический каскад усилителя напряжения. Для каждого канала используется свой двойной триод, задействована одна половинка. Можно обойтись одним триодом на оба канала - как будет угодно. У меня на корпусе 4 лампы, симметрия, однако)

Резистор автоматического катодного смещения подобран из расчета напряжения +2,05 В. Перед входом триода установлен фильтр, усиливающий низкие частоты, состоящий из цепочки R1-C1-R2. Увеличивая сопротивление R1, можно добиться увеличения глубины НЧ, но с ним увеличивается падение уровня сигнала. Оптимальное значение – около 30К. Остальные частоты коррекции не подвергались.

Чувствительность входного каскада не менее 0,23 В.

Межкаскадный конденсатор – 10 нФ, обеспечивает частоту пропускания от 25 Гц. Между каскадами установлен моно регулятор громкости – линейный потенциометр сопротивлением 1М. Хороший результат наблюдается также с потенциометром сопротивлением 500К.

Второй каскад - типовой однотактный каскад, построенный на мощном выходном пентоде 6П14П в пентодном включении. Лампа второго каскада нагружена на выходной трансформатор. Номинальная выходная мощность усилителя - 3 Вт, максимальная 4 Вт.

Ну а теперь фотки готового изделия



























В планах - однотатник на монотриодах 6С2С и выходных лампах 6П3С-Е с 3-полосным темброблоком. Моточные изделия уже куплены - сетевой транс фирмы "ТверьТорТрансформатор" и звуковые трансы от AudioInstrument"a. Планирую там реализовать задержку включения анодного напряжения на демпферных диодах 6Д20П. Таким образом, будет не 4, а 6 ламп. Люблю, когда их много)) Посмотрим, что получится. Подыскиваю корпус)

Любители качественного звука оценят нашу сегодняшнюю самоделку: ламповый однотактный усилитель Magnifique Evolution.

Made in ex-USSR from the old soviet components .

Это история о том, куда может завести неосознанное желание создать нечто из ничего, и о том, во что этот «монстр» может обернуться.

Джазово-рокенрольные импровизации

Есть такой вид времяпрепровождения – рассмотрение в сети всякой техники: Маранцы, Деноны, Ямахи, Ротели, Неды и проч. Подобный новодел окружает со всех сторон, свисает над головой, «упрашивая» купить, поменять и купить снова. Что иногда и происходит.

Но параллельно с этим у меня шел процесс доработки своей техники. Аудиофильскими, и не только, методами я пытался получить звук, который, по моим представлениям, соответствовал нужному мне уровню качества. Я добивался динамичного (драйвового), теплого, детального, прозрачного звука с незыблемой сценой. Вот где-то так… И это наконец произошло. Я получил нужный мне звук на транзисторном классе АВ. И что дальше? Тупик… Если звук теплый, и детальный, прозрачный и драйвовый, то в условиях конкретной комнаты его нельзя и нелепо делать еще более таковым, каков он уже есть, ибо все это уже есть. Но всегда хочется чего-то большего… И выход есть! Японский усилитель Luxman 550A. Транзисторный класс А. Всего 20Вт на канал. Но каких ватт! Искажения – 0,005%. Внутри все не просто правильно, а идеально правильно. Большие стрелочные индикаторы радуют глаз. Масть и отделка корпуса. Короче – Hi-End! 5700$!!! Подождите…

В моем случае интереснее, это уж точно, получить такой же звук на другом типе аппаратуры. Лампы! Лампы, лампы! Это вдохновляет.

Ибо каждый уважающий себя ценитель музыки должен иметь в своем арсенале и . Это и вдохновило, особенно творения тех храбрых джентльменов которые представили свои проекты в сети.

Чтобы не изобретать «велосипед», решено было создать усилитель из готовых схемных решений с привнесением своих представлений о «правильном».

Схема

Расположен на отдельной плате и содержит в себе двойной электронный дроссель с задержкой анодного напряжения по конструкции Чугунова. На этой же плате расположился источник напряжения смещения и стабилизатор постоянного напряжения накала драйверной лампы. Спектр питания получился очень чистый.

Вся схема питается от двух трансформаторов: основной – ТАН-43 и дополнительный, на 10В, для подсветки индикаторов и для накала драйверной лампы. В качестве второго можно задействовать ТН-30.

Сам усилитель выполнен отдельным блоком, по схеме Олега Чернышева, с фиксированным смещением выходных ламп. Конденсаторы C4 обеспечивают коррекцию по верхним частотам. Для линейной характеристики достаточно 100 nF. У меня стоит 200 nF – подъём на 1db.

Регулятор уровня громкости наборной, на базе советского приборного спаренного переключателя на десять позиций. Я его предварительно разобрал, почистил, смазал густой силиконовой смазкой и поставил более мягкую пружину. Вся конструкция окружена экраном из медной жести. Общее сопротивление регулятора напрямую влияет на уровень самых нижних частот и на уровень шума. Его сопротивление рекомендую в пределах 15 – 24 кОм.

Выходные трансформаторы ТВ-2Ш (ТВЗ-1-9). Подбирались из семи штук по максимальному уровню сигнала и частотному диапазону.

Селектор входов на тумблере на два источника. Разумеется, есть возможность и место соорудить релейную систему, если захочется в будущем.

Провода идущие от входных гнёзд к селектору уложены в толстый посеребренный медный экран от какого-то военного радиокабеля.

Корпусные провода от всех блоков и экранов и от лицевой панели сходятся в центре блока питания на минусе конденсаторов.

Взаимное расположение всех узлов, блоков и разъемов определялось по минимальному уровню шумов и контролировалось по спектрометру с последующими сравнительными замерами RMAA.

Вместо блока Олега Чернышова, если не нравится его звук или для эксперимента, можно поставить блок усилителя по такой распространенной схеме http://cxem.net/sound/amps/amp46.php или любой другой однотакт соответствующего тока потребления.

Компоненты БП, установленные на радиаторы, расположены вверх теплоотводом. При вертикальной установке этих компонентов с другими , необходимо изменить разводку .
R24 – регулировка напряжения накала Л1 6,3 В.
R17 – регулировка напряжения выхода электронного дросселя 300В.
С14 – определяет время установки рабочего режима анодного напряжения.
R11 – установка тока пентодов. При анодном – 300В. На R10 48mV.
R12 – установка уровня индикаторов на 0db (2W) 2,85В при нагрузке на выходе 4 омма.

Корпус

Чернышев назвал свой усилитель Pokemon– маленький карманный монстр. В моем случае, из-за почти полного неведения, что творю и что хочу, получился усилитель для полноформатного корпуса. Или карман должен быть больше… Цели, уплотнить все детали для компактности, у меня не было. Тем более, если что захочется изменить, то корпус не будет помехой.

Корпус собрался из стеклотекстолита. По-другому не получилось. Но получилась довольно устойчивая конструкция. Шасси – 6мм. Задняя стенка – 4мм. Верхняя крышка (2мм). Её цвет и фактура, на мой взгляд, приемлемы и не требуют окраски. Передняя панель из фольгированного стеклотекстолита (2мм), обшитого спереди алюминием (2мм). В дополнение для усиления и украшения применялись различные алюминиевые уголки. Шасси конечно будет значительно удобнее, если его сделать с окнами под платы, как делали в старину. Для этого можно смело использовать толстую фанеру, а не дорогой стеклотекстолит. Вентиляционная решетка – мыльница. Опорные ножки – подшипники (Primare отдыхает).

***

Собственно, весь этот проект – это процесс создания ради самого процесса, а не с целью получить некий самый лучший усилитель с эталонным звуком. Детали применялись самые простые, особенно это касается выходных трансформаторов и переходных конденсаторов (К73 мало кто рекомендовал на эту роль).

Каков результат?

Что мы видим и слышим? Несмотря на отсутствие принципиального перфекционизма, и где-то, формальный подход, получилось очень красивое и стильное, как по мне, изделие, которое продемонстрировало достаточно мощный и красивый звук, даже на низко чувствительных (85db) АС. Возможно, это конечно и не Luxman-550A, но можно отметить, высокую детальность и прозрачность звука, теплоту и динамичность, а также «неприличное» отсутствие даже намека на шум или фон. Вообще по индивидуальным ощущениям, после прослушивания, это очень хороший результат.

Приборные замеры

Потребление электроэнергии: 66 VA, 46W, 0,3A.

Выходная мощность ограниченная видимыми искажениями синусоиды, при входе 1,3V: 2,3W.

Максимальная выходная мощность: 3,6W.

Диапазон частот при линейности 1,5db: 30Hz – 18kHz.

  • Ваша статья будет здесь если Вы ее нам пришлете:) [email protected]
  • Я строил с выходными каскадами на лучевых тетродах и пентодах. Почему-то выходные триоды в мои конструкции не попадали. Возможно, сыграло свою роль расхожее мнение о том, что триодный звук хорош только для классики, вокала и джаза (в основном рок слушаю), а, может, потому, что имею больший выбор именно тетродов и пентодов. В общем, как бы то ни было, решил восполнить этот пробел и попробовать триод. За именитые и довольно дорогие 300В, 2А3, 2С4С и т.д. хвататься без опыта смысла не было, поэтому свой выбор остановил на косвеннонакальных мощных стабилизаторных триодах 6Н13С (6Н5С их полный аналог). Для однотактного усилителя они не годятся из-за «врожденной кривизны», а вот для двухтактного подойдут. В качестве исходной была выбрана схема Уйм де Джегера, которая представляет из себя классический «Вильямсон». Ознакомиться со всеми ее преимуществами и недостатками можно , здесь только приведу оригинальную схему.

    С Уйм де Джегером я сразу не согласился в вопросе смещения выходных ламп. При выбранном токе покоя каждого триода 70 мА четыре резистора автоматического смещения превращаются в адскую печку, поэтому смещение ламп выходного каскада было решено переделать в фиксированное. Кроме того, такой подход еще и улучшает звучание усилителя. Других разногласий с автором схемы не возникло, так что в остальном она осталась без изменений. В качестве входной лампы изначально планировалась 6Н2П, во второй каскад 6Н1П, а место в выходном каскаде, как я уже говорил, застолбила 6Н13С. Схему перерисовал на свой лад и предлагаю вашему вниманию.

    Что же, теперь самое время подумать о питании. В своей слегка видоизмененной схеме усилителя мне пришлось разделить анодное питание первых двух каскадов и выходного, поскольку 6Н13С - относительно низковольтная лампа. Поэтому в блоке питания мне понадобятся два анодных выпрямителя - на 180 В для выходного каскада и на 270 В для первых двух. Также будут нужны два «подземных» источника: на -50 В для каскадов раскачки и -100 В для смещения ламп выходного каскада. Дабы продлить срок службы ламп, который далеко не бесконечен, не помешает соорудить несложный софтстарт с задержкой и плавной подачей анодного напряжения. Исходя из этих соображений, появилась страшная на первый взгляд схема блока питания.

    После первого шока и более внимательного рассмотрения видим, что страшного ничего и нет. Три конденсатора в цепи первичной обмотки силового трансформатора Т1 образуют простейший фильтр сетевых помех, резистор R1 - разрядный. Обмотка 4-5 трансформатора - анодная для питания выходных триодов. Быстрые диоды в выпрямителях применены для уменьшения коммутационных помех. Выпрямленное напряжение сглаживается емкостным и электронным фильтрами, причем электронный фильтр имеет по отдельному активному элементу (транзистору) для каждого канала, что сделано для развязки стереоканалов по питанию. По аналогичной схеме собран источник анодного напряжения +270 В для первых двух каскадов. Электронные фильтры включаются электромагнитным реле К1 примерно через 45с после включения усилителя в сеть. То есть, сначала накалы ламп прогреваются без анодного напряжения, а потом это напряжение плавно нарастает в течение примерно 1 минуты.

    Резисторы R10 и R17 разряжают конденсаторы фильтров после выключения усилителя. От обмоток 8-9 и 10-11 силового трансформатора питаются два «подземных» выпрямителя, включенных последовательно. Они дают два отрицательных напряжения: -50В для каскадов раскачки и -100В для смещения ламп выходного каскада. Накальных обмоток у «силовика» две - по одной на каждый канал. Резисторы R2...R5 образуют среднюю точку, на которую подан положительный потенциал с делителя R6R7. Это сделано для того, чтобы избавиться от фона с частотой 50 Гц, который неизбежно возник бы.

    Все постоянные резисторы собственно в усилителе - МЛТ указанной на схеме мощности. Было бы лучше подобрать углеродистые УЛМ или ВС, но, как говорится, имеем то, что имеем. Токоизмерительные R19 и R20 с допуском 1%. Регулятор громкости R1 желательно установить качественный, от него много зависит. У меня пока стоит китайский TOMY, полет нормальный. Электролитическим конденсаторам будет жарко, так что пришлось раскошелиться на 105-градусные. Требования к межкаскадным конденсаторам всем давно известны, я применил МКР Х2, которые при низкой цене показали себя с наилучшей стороны. С1, С8 и С9 - пленка. Выходными трансформаторами пока побудут накальные ТН33, если удастся найти человеческие - заменю. В блоке питания та же картина - резисторы МЛТ и 105-градусные электролиты. Причем емкости фильтров шунтированы пленкой, а емкости на выходах электронных фильтров - бумагой в масле. Собранный на скорую руку макет одного канала внушил некоторые надежды на успех моего предприятия.

    Корпус у меня, как всегда, начинается с чего попало. На этот раз мне попался кусок дюрали подходящих размеров, но в нем были прорезаны два прямоугольных отверстия, с которыми пришлось изрядно помучиться, так как они были ну никак не к месту. Очень долго вертел этот кусок и так, и этак, пока не удалось все-таки более-менее приемлемо «скомпоновать дизайн». После разметки, сверления и прорезания необходимых отверстий - основательно прошелся по листу крупной шкуркой с керосином, и вот что вышло.

    Следующий шаг - крепление ламповых панелек и миллиамперметра, который предварительно разобрал и вклеил в него два желтых светодиода для подсветки шкалы.

    Монтаж схемы усилителя у меня выполнен навесным способом, на лепестках ламповых панелек и общей шине, которая смонтирована над этими панельками. Подстроечные резисторы для регулировки смещения вынесены на дальнюю часть этой панели-шасси и позволяют при необходимости оперативно подстраивать ток покоя выходных триодов.

    Теперь пришло время изготовления собственно корпуса. И сделать его решил из буковых разделочных досок, разделав их на заготовки нужного размера. Задняя стенка сделана из текстолита толщиной 6 мм и оклеена самоклейкой под бук. На ней размещены входные коннекторы и гнездо для сетевого кабеля, совмещенное с отсеком для предохранителя. В лицевой панели я просверлил крепежные отверстия под саморезы, а также отверстия для регулятора громкости и тумблеров - сетевого и отключаемой ООС. Деревянные детали задул глянцевым прозрачным лаком из баллончика.

    Когда они высохли, при помощи жестяных скоб прикрепил к бортам бумажно-масляные конденсаторы. Установил регулятор громкости, также снабдив его желтым светодиодом и украсив двумя дисками из серой и черной пластмассы. Собрал все в кучу и увидел, что промахнулся с высотой бортов. Пришлось снизу прикрутить к ним по деревянной линейке,чтобы увеличить их высоту. Результат:

    Наконец, обе части корпуса скручены друг с другом саморезами. Дальнейшая сборка теперь будет в полноценном корпусе.

    Коробочка с четырьмя отверстиями за конденсатором и есть блок с подстроечными резисторами для регулировки смещения. Валы резисторов слегка утоплены в поверхность блока, чтобы случайное касание не нарушило регулировку. Далее устанавливаю выходные клеммы, выходные трансформаторы и соединяю по схеме. Подключаю сетевой тумблер, миллиамперметр с переключателем. Ну, и так далее.

    Теперь блок питания . Собрал его на печатной плате и закрепил ее в подвале под одним из выходных трансформаторов, а силовой тор - под другим. Провода обрезаю до необходимой длины, чтобы не было петель, и стягиваю хомутами-стяжками.

    Первое включение! Искр и дыма нет, лампы прогреваются, анодное напряжение нарастает... елки-иголки! Вместо 270 В анодного вижу 340, а вместо 180 В - 210! Промашка досадная! Измеряю режимы ламп - в первых двух каскадах рассеиваемые мощности на анодах не выходят за пределы максимально допустимых, в выходных каскадах превышение на 1 Вт. Что ж, увеличение напряжения питания делает драйвер линейнее, это даже лучше. А токи выходных ламп немного уменьшу, хотя это делать и не обязательно. Теперь можно переходить к измерениям параметров усилителя. Интересно, что за зверь получился.

    Должен сказать справедливости ради, что первые тесты не очень порадовали. Некоторое время я игрался с лампами первого и второго каскадов и остановился, наконец, на такой «конфигурации». В первом каскаде стала пара удачно купленных 6Н2П-В со штампами «ВП». А вот во втором каскаде неожиданно прописались найденные в закромах явно бывшие в употреблении новосибирские 6Н1П-Е 60-х годов. Что интересно, их электродная система абсолютно непохожа на таковую у обычных 6Н1П, она больше смахивает на 6Н3П. Так вот: звучат эти лампы просто великолепно! Даю картинку: слева 6Н1П-Е, справа - обычная 6Н1П.

    Возвращаюсь теперь к теме измерений. Проводил я их в двух режимах - с разомкнутой ООС и с замкнутой при одинаковой выходной мощности - 10 Вт. В первом случае чувствительность была 0,2 В, во втором 0,45 В. Результаты тестов в табличке:

    Снятые АЧХ для режимов с разомкнутой ООС и замкнутой соответственно:

    Да, это, конечно, не фонтан, но давайте на минуточку вспомним, какие в усилителе выходные трансформаторы. Правильно, ТН33. Можно ли от них ожидать чудес? Нет, конечно. Но даже при всем при этом звучанием своего первого триодного (именно триодного, а не псевдотриодного, где тетроды и пентоды включаются по триодной схеме) усилителя я очень доволен. Чувствуется мощь, свобода, раскованность в звуке, отличный бас, чистейшие верха. Точность и сфокусированность, отсюда и название усилителя - Фокус . Никакого намека на вялость и сухость, как характеризуют триодный звук матерые представители «пентодной палаты». При замыкании ООС звучание становится несколько зажатым, как бы скомпрессированным. Мне больше по душе безООСный звук, несмотря на его худшие параметры. Это как раз тот случай, когда чаша весов склоняется в пользу субъективного восприятия, а не результатов измерений.

    Осталось закрыть усилитель снизу крышкой с отверстиями для вентиляции, прикрутить ножки, одеть выходные трансформаторы в нержавеющие крУжки и заклеить декоративными накладками крепежные отверстия на лицевой панели, что и было сделано. Вот теперь, наконец, готово!

    Это окончательный вид лампового усилителя, который решил назвать «Фокус». Автор проекта - Gamzan.



    Вам также будет интересно:

    Как научить своего ребенка писать изложение
    Работа ОГЭ по русскому языку начинается с написания сжатого изложения . Существуют разные...
    Сапегин александр павлович
    Текущая страница: 1 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 19...
    Необыкновенные явления Природы
    Удивительные вещи порой создает природа. Феномены природных явлений удивляют и восхищают. И...
    К чему снятся Уши во сне, сонник видеть Уши что означает
    Или озадачит. Если же во сне большие уши будут принадлежать вам и вы увидите их в зеркало...
    Лечение насморка у будущих мам пиносолом Пиносол от насморка при беременности
    Наверное, каждый из нас хоть раз сталкивался с заложенностью носа, и знает, какой это...