Транспортный налог предлагают включить в стоимость бензина - Автопортал г. Благовещенска

Уже много лет депутаты выдвигают проекты о том, чтобы включить транспортный налог в стоимость бензина. Насколько это справедливо, как будет действовать и что будет с самим налогом – разберем детально.

Транспортный налог и акцизы

Ожидалось, что будет учтен транспортный налог в бензине с 2017 года, а ранее и с 2015 года. Но пока о внедрении говорить рановато. Приостановка закона вызвана и ростом цен и нестабильной экономической ситуацией. Самое большое опасение вызвано возможностью удорожания обычных потребительских товаров, ведь поставщики свои новые затраты включат, несомненно, в их стоимость. Все это может пошатнуть, начавшую уже стабилизироваться экономику.


Предпосылки включения налога в стоимость бензина

Предпосылки для включения транспортного налога в цену бензина вполне обоснованные:

  • Автовладельцы, которые не используют свои ТС, а соответственно не портят дороги и не загрязняют природу, не будут зря платить налог (касается тех, у кого авто месяцами стоит в гараже).
  • С целью снизить расходы, водители и компании будут приобретать более экономичные или даже экологичные классы машин.
  • Отмена налога привнесет высвобождение персонала, занятого его назначением, контролем, просчетом.
  • Заботы по уплате налогов (учет) лягут на плечи собственников бензозаправок.

Не стоит забывать, что каждый регион самостоятельно назначает критерии взимания сбора. Сегодня во многих действует освобождение, если автомобиль не достигает лимита по мощности (обычно, до 100 л.с.).

Граждане пересаживаются на маломощные ТС, и государство недополучает поборы. Например, сегодня в Москве более половины автовладельцев по этому правилу освобождены от уплат.

Если же будет транспортный налог включен в стоимость бензина, то все «действующие» водители его автоматически выплатят при покупке топлива.

Текущий порядок начисления транспортного налога

Сегодня действует такой порядок поборов на использование ТС:

  • ФНС получает информацию о собственниках авто в регионе.
  • Формирует сумму налога согласно мощности.
  • Адресно высылает квитанцию с ее указанием.
  • Владелец оплачивает побор.

Для юридических лиц порядок несколько иной. Они заполняют декларацию, отмечая типы имеющихся на балансе ТС, и сами высчитывают размеры перечислений.

Главный недостаток, что автолюбители, которые пару раз в год используют свое ТС, вынуждены платить на общих основаниях. Если же будет транспортный налог в бензине, то это всех уровняет: каждый будет оплачивать столько, сколько по факту ездит.

Сегодня ставки весьма различны по регионам. Кроме того, многие предполагают льготы для маломощных машин. Считается, что бюджет за счет этих «местных» поправок недополучает почти половину ожидаемых налогов.

Влияние акциза на стоимость бензина

Действующий порядок налогообложения ТС уже порядком устарел. Практика европейских стран и Америки показала, что экономически целесообразнее, если транспортный налог входит в стоимость бензина, а как отдельная категория налогообложения не действует.


Если все же транспортный налог и акцизы на бензин объединят, изменения коснутся таких пунктов:

  • Увеличение стоимости топлива на 3-5%. По наиболее неблагоприятным прогнозам – на 13%.
  • Льготы для специальных категорий водителей будут сохранены.
  • Оплату налога будут указывать в декларациях, отчитываться по нему и контролировать соблюдение норм собственники бензозаправок.

Таким образом, налоговики будут контролировать не огромное количество частников, имеющих авто, а только компании, которые осуществляют продажу топлива.

Выводы

Пока транспортный налог в бензин не включен, но экономическая выгода от этого мероприятия весьма велика, чтобы просто отложить проект в сторону. Потому, в любом случае, в скором времени это станет реальностью.

Один из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления, называется акцизом . Акцизы представляют собой нечто схожее с таможенными платежами, однако распространяются на продукцию, реализуемую внутри страны, тогда как таможенные платежи предназначаются для продуктов, ввезенных из-за рубежа. Для государства подобные налоги являются одним из важных источников пополнения бюджета .

Товары, на которые распространяются акцизы, определены на законодательном уровне и перечислены в Налоговом кодексе РФ. Помимо таких известных подакцизных товаров как и табак, к данной категории относится и бензин. От акциза на топливо во многом зависит уровень цен на прочие продукты. Акцизы включены в стоимость товаров, поэтому изменение уровня этого налога в первую очередь ощущает конечный потребитель.

Однако, бензин, как и другие подакцизные товары, относится к той группе продукции, которую будут покупать вне зависимости от его стоимости.

Что облагается и кто должен платить

Согласно статьи 179 НК РФ , налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кроме этого, налог за акциз обязаны уплачивать и другие лица, перемещающие подакцизные товары через границу ЕАЭС.

Что касается объектов налогообложения, то здесь стоит обратиться к статье 182 , которая приравнивает к ним следующие операции :

  1. Реализация на территории нашей страны товаров, которые признаются подакцизными. Примечательно, что под реализацией стоит понимать и безвозмездную передачу подобной продукции.
  2. Реализация конфискованной подакцизной продукции.
  3. Передача подакцизных товаров владельцам сырья, из которого эти товары были изготовлены, ровно как и другим лицам. К объектам налогообложения можно также отнести получение подакцизных товаров в счет оплаты услуг за их производство и передачу такой продукции для переработки.
  4. Передача в рамках предприятия изготовленных подакцизных товаров для дальнейшего производства товаров, неподлежащих обложению акцизами. Исключение составляет прямогонный бензин, который предназначается для дальнейшего использования в нефтехимической отрасли.
  5. Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
  6. Импорт на территорию РФ подобной продукции.
  7. Получение прямогонного бензина, а также оприходование его.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.

Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Ставки и база

Налоговые ставки на подакцизные товары определяются статьей 193 НК РФ . Для того чтобы оценить размер ставок на последующие три года, рассмотрим следующую таблицу.

Каждый из подакцизных товаров имеет свои особенности при определении базы налогообложения:

  1. Если товар имеет твердую налоговую ставку, база определяется как объем реализованных товаров.
  2. Если имеет место процентная налоговая ставка, база определяется как стоимость реализованной продукции, без учета .
  3. Для товаров с комбинированными налоговыми ставками база определяется как объем товаров в натуральной форме при применении твердой ставки и расчетная стоимость товаров, исчисляемая по максимальным розничным ценам при процентной ставке.

Прибыль, которая получена организацией или предпринимателем, несвязанная с реализацией акцизных товаров, не должна включаться в налоговую базу. Если налогоплательщик получил в иностранной валюте, необходимо применить курсы ЦБ, которые действовали на момент реализации.

Порядок расчета

Для расчета акциза необходимо оперировать такими данными, как налоговая ставка за определенный период и база налогообложения. Определение налоговой базы при этом должно производиться отдельно для каждого из подакцизных товаров.

Сумма к уплате

Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2018 году ставка на бензин 5 класса равняется 11 213 рублей , тогда как ставка на бензин ниже пятого класса равна 13 100 . Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива .

По какой формуле рассчитывается

∑Акцизов = База налогообложения * Ставка

Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.

Примеры

В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.

При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:

110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.

Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:

100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.

Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.

Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2018 году:

100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.

В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.

С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.

Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:

1 тонна * 11 213 = 11 213 рублей.

Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.

Нюансы реализации прямогонного бензина

Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами .

Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.

Акцизы на бензин рассчитываются и выплачиваются в определенном порядке. Как уже отмечалось, обязанность по уплате акциза в итоге возлагается на конечного потребителя. В связи с этим на всех этапах реализации топлива, каждый из контрагентов обязан рассчитать сумму акциза и включить ее в стоимость продукта , тем самым передавая эту обязанность следующему звену цепи производитель-потребитель.

Сроки и отчетность

Налоговым периодом для акциза на бензин является календарный месяц. Если в прошедшем налоговом периоде возникла обязанность по уплате акциза, он должен быть перечислен в казну не позднее 25 числа текущего месяца .

Отчетность по акцизу на топливо должна подаваться в ФНС ежемесячно, причем последний день сдачи – 25 число месяца, следующего за отчетным. Форма декларации указана в Приказе ММВ-7-3/1@ от 12.01.16 . Кроме этого, данный приказ содержит и информацию о правильном заполнении и оформлении декларации.

Будет ли увеличен акциз на топливо в ближайшее время

Налоговый кодекс устанавливает ставки на топливо, судя по статье 193 в ближайшее время стоит ожидать повышения этого налога и, как следствие, увеличение цены бензина на заправках. С 2017 до 2019 года акцизы не вырастут для бензина ниже 5 класса, прямогонного бензина и авиационного керосина. Что касается бензина 5 класса и дизельного топлива, то до 2019 года акцизы заметно вырастут.

Аналитики подсчитали, что повышение налога позволит государству пополнить бюджет на 180 миллиардов рублей. В свою очередь рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая ожидается на уровне 4%.

Дополнительная информация по акцизу на бензин представлена в данном видео.

Напомним на встречи с лидерами фракций депутатов Государственной думы 30 ноября 2012 года в пятницу, Владимир Жириновский затронул вопрос об необходимости отмены транспортного налога, которые тратят все владельцы транспортных средств. Президент РФ В.В. Путин, поддерживает данное предложение, но по его заверению необходимо повышать акциз на топливо, взамен транспортного налога, постепенно. По его словам есть вопросы по разным регионам, так как транспортный налог в них собирается по различной ставки.

Как отметил Вячеслав Лысаков "Проблему переноса транспортного налога в акцизы на топливо я ставил перед президентом в первый день работы Общероссийского народного фронта (ОНФ), 7 мая 2011 года - на первом заседании федерального координационного совета организации, - отметил депутат. - После отмены транспортного налога выпадающую за счет роста стоимости топлива доходную часть бюджета покрывают поднятые акцизы. Чтобы возместить доходную часть бюджета в случае отмены налога, достаточно было повысить стоимость топлива на один рубль. А акцизы были подняты на 3 рубля". Так же он заявил, что "Двойное налогообложение тяжело ложится на перевозчиков - на малый и средний бизнес. Часть перевозок становится нерентабельной. Особенно это касается пассажирских и грузоперевозок, - привел пример парламентарий. - Введение транспортного налога в стоимость топлива является единственным правильным решением по исчислению налога, поскольку реализуется принцип социальной справедливости".

В настоящие время в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно 28 глава "Транспортный налог" НК РФ, ст. ст. 356-361 , транспортный налог взимается с наземных, воздушных и водных транспортных средств, ставка которого устанавливается главами регионов. Это основной доход для наполнения Бюджета России, для финансирования строительства, ремонта дорог, дворовые территории дворов многоэтажных домов и т.п. Бюджетный Кодекс РФ ст.56 " Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации"

Еще несколько лет назад Правительство РФ предложило постепенное снижение транспортного налога, увеличивая акциз на топливо, но в связи с тем, что в регионах России это один из основных источников доходов местного бюджета, инициатива так и осталась на бумаге. Региональные власти побоялись снижать транспортный налог, в связи с тем, что опасались нехватки средств в местных бюджетах.

Надеемся, что теперь, когда в прямую об отмене транспортного налога высказался глава государства, что в скором времени взимание транспортного налога будет отменено в Российской Федерации. По мнению большинства в нашей стране это будет справедливо. Тот, кто ездит больше, должен и платить больше, покупая для этого больше бензина и дизельного топлива.

Как бы там ни было, с отменой в будущем транспортного налога в России, но тем не менее в самом крупном городе РФ, Москве, депутаты Мосгордумы приняли закон об увеличении транспортного налога в городе Москве, с 01 января 2013 года. В среднем ставка налога вырастет для Москвичей на 13%. Увеличение коснулось не всех владельцев транспортных средств, а лишь тех, кто является собственником автомобиля мощностью от 70 до 225 л.с. Владельцы маломощных автомашин до 70 л.с. и владельцы мощных автомобилей, мощностью более 225 л.с. будут платить по тем же ставкам, что и в 2012 году.

«Транспортный налог включен в стоимость бензина » - подобное утверждение последнее время можно часто услышать от рядового автовладельца. На данный момент это неверно, хотя законодательные проекты по этому поводу появляются и обсуждаются регулярно.

Что участвует в формировании цены топлива

Если обратиться к положениям гл. 28 НК РФ, то найти какую-либо тесную связь между размером транспортного налога и стоимостью топлива не удастся. Почему же обсуждения данного вопроса среди населения не прекращаются?

Дело в том, что среди представителей правящей элиты уже который год идут дебаты о необходимости преобразования транспортного налога в новый вид акциза на бензин либо иной вид сбора, который участвовал бы в формировании цены топлива. При этом от инициаторов ускользает тот факт, что акциз на горюче-смазочные материалы существует уже довольно давно и его увеличение вряд ли понравится налогоплательщикам.

В качестве оправдания предлагаемой меры служит следующая теория. Автовладельцы не всегда круглогодично пользуются машиной. Так почему они должны платить транспортный налог за период, когда никуда не ездят? Если включить дополнительный сбор в стоимость топлива, то он будет уплачиваться только тогда, когда водитель заправляет автомобиль, а следовательно, использует его по прямому назначению. Зимой же или в иной период, когда часть транспортных средств простаивает в гаражах и топливо не закупается, выплаты налога производиться не будут.

По мнению сторонников приведенного подхода, подтверждением их правоты будут следующие результаты:

    уменьшение налоговой нагрузки на тех, кто мало пользуется автомобилем;

    пропорциональное увеличение бремени платежей у интенсивно использующих личный транспорт граждан;

    включение в подобный налог компенсирующей составляющей для возмещения вреда, наносимого окружающей среде при эксплуатации машин.

Предполагаемые результаты позволят, с одной стороны, сделать более справедливой систему налогообложения и повысить процент собираемости платежей. Кроме того, отпадет необходимость во внедрении так называемого экологического сбора, о возможности применения которого также ведутся продолжительные дискуссии.

Вероятность изменения порядка ценообразования на бензин в ближайшей перспективе

Правительство на данный момент не планирует переход от транспортного налога к дополнительным акцизам. Причин тому несколько. Большую часть из них озвучивает Минфин России:

    трудности с контролем за новыми платежами и трудоемкость проверки отчетности;

    возможный, ничем не подкрепленный всплеск цен на бензин.

С подобными выводами сложно не согласиться. Однако сторонники изменений в Госдуме предлагают возможные пути решения проблем и склонны продолжать обсуждения. В плане обеспечения контроля они ссылаются на возможность применения цифровых методов передачи отчетности, упрощающих процедуру проверки. Тем более что примеров успешного внедрения подобных способов все больше.

Общие правила применения акцизов

Акцизы на топливо уже давно применяются как самостоятельный вид налогов, включаемых в цену товара. В связи с этим нетрудно понять, что автовладельцы компенсируют уплаченный налог продавцам бензина при его покупке.

Рассматривая положения п. 3 ст. 204 НК РФ, нужно обратить внимание на обязанность производителей топлива уплачивать акцизы до 25-го числа месяца, следующего за последним днем налогового периода.

Объектом обложения в данном случае выступают:

    бензин для автомобилей;

    моторные масла для всех типов двигателей;

    прямогонный бензин;

    дизельное топливо.

Тарифы акцизного платежа устанавливаются применительно к 1 тонне нефтепродуктов. На основании п. 2 ст. 195 НК РФ, а также указаний Минфина России начисление соответствующих сумм к уплате происходит в день отгрузки товара.

При переработке стороннего сырья на давальческой основе, полученного от контрагентов, не имеющих разрешительных документов на проведение соответствующих видов работ, обязанность по начислению и уплате налога также возлагается на переработчика. При этом не играет роли, на каком специальном налоговом режиме находится компания. Она все равно должна уплачивать акцизные сборы.

Акцизы ложатся на плечи автолюбителей?

Хотя применение вычетов по акцизам предусмотрено в ст. 200 НК РФ, это право не распространяется на компании, занимающиеся розничной продажей готового бензина и владеющие заправочными станциями. В данном случае можно провести параллель с НДС, который, в отличие от акцизов, может быть принят к вычету всеми компаниями без исключения при соблюдении определенных условий.

Перерабатывающие комплексы, в отличие от сегмента розничной торговли, имеют соответствующие разрешительные документы для работы с нефтепродуктами, в связи с чем могут применять вычеты без ограничений.

Если говорить о заправочных станциях, то они не относятся к плательщикам акцизов по положениям ст. 179, 200 НК РФ и право на вычет на них не распространяется. Соблюдая положения п. 1 ст. 199 НК РФ, они включают уплаченный налог в цену товара. Получается, что эти платежи приводят к некоторому удорожанию топлива для конечного потребителя, так как он, помимо покупной стоимости и наценки, должен компенсировать розничной сети уплаченный нефтепереработчикам акциз.

Исходя из этого, следует, что автолюбители уже сейчас платят акциз пропорционально количеству использованного топлива, то есть уже делают то, что планируют ввести законотворцы. Получается, что ничего нового, в сущности, не предлагается.

ВАЖНО! В случае принятия предполагаемых изменений по включению транспортного налога в стоимость бензина и введению соответствующего нового акциза, возникает необходимость в раздельном учете топлива, реализуемого предприятиям и гражданам. В этом случае логичным будет применение обособленного платежа (акциза, налога с продаж), распространяющегося исключительно на физических лиц.

***

Хотя в данный момент каких-либо изменений в порядке уплаты транспортного налога не предвидится, предложения по его замене циркулируют в Госдуме регулярно. Обретут ли эти предложения силу закона, сказать пока сложно.

В любом случае у данных инициатив есть как положительные, так и в немалой степени отрицательные стороны. В частности, сложность администрирования и существенное удорожание конечного продукта могут свести на нет ожидаемое повышение эффективности сбора от перераспределения налоговой нагрузки для потребителей, использующих транспорт с разной степенью интенсивности.

Остается следить за изменениями законодательства и ждать возможных решений данного вопроса.

Это налог на роскошь. Не хочешь ездить на автобусе, троллейбусе, метро, электричке или маршрутке, желаешь пользоваться личным автомобилем - плати государству дань! Причем налог все время растет и растет…

Много или мало мы платим за право иметь личный автомобиль по сравнению, например, с американцами или французами?

На первый взгляд, российский транспортный налог как минимум странен. Во-первых, мы платим не за то, что пользуемся автомобилем, а за то, что им владеем. Во-вторых, налог начисляется на мощность двигателя, причем прогрессивно - чем мощнее автомобиль, тем больше платит его владелец. Опять-таки выходит налог на роскошь - в данном случае на роскошь ускорения. Желаешь быстрее и безопаснее совершить обгон на трассе - плати государству больше!

В-третьих, величина налога совершенно не связана с так называемой базовой ставкой: к примеру, для владельцев машин с моторами мощностью до 100 л.с. налог может быть каким угодно в диапазоне от одного до 70 рублей. Когда в начале ноября 2009 года Госдума РФ внесла изменения в Налоговый кодекс и попыталась увеличить в два раза базовую ставку транспортного налога, по стране прокатилась волна протестов и возмущения. В итоге депутаты отменили первую редакцию закона, но сразу после этого разрешили увеличивать базовую ставку не в пять раз, как ранее, а в десять раз! На порядок!

Можно выделить пять основных видов налоговой нагрузки на автовладельцев:

1. Налог при покупке автомобиля, то есть пошлины и акцизы.
2. Налог на владение автомобилем - тот самый транспортный налог.
3. Налог на хранение автомобиля в виде платных парковок или гаражных машиномест.
4. Топливный акциз, включенный в розничную цену моторного топлива.
5. Налог на перемещение - платные дороги.

Как эти компоненты соотносятся в развитых странах?

Если и есть на Земле рай для автовладельца, то он - в Соединенных Штатах Америки, где право на личный транспорт имеет не меньшую (а может, и большую) важность, чем право каждого вменяемого взрослого американца на владение огнестрельным оружием. Поэтому отчисления в казну при покупке новой машины в США минимальны (соответственно, и цены на них очень низкие), бензин и дизтопливо дешевы (акциз в пересчете на литр составляет считанные центы), а ежегодного налога на владение автомобилем… нет вовсе!

Правда, есть у американской медали и оборотная сторона - неразвитый общественный транспорт.

Другое дело - Европа, где понятие «налоговой лошадиной силы» возникло еще в начале прошлого века. С тех пор и по сей день европейцы платят транспортный налог, вычисленный на основе рабочего объема, мощности двигателя и иногда веса и размеров автомобиля, а в последнее десятилетие к этому все чаще добавляются и расчеты выбросов углекислого газа, напрямую связанные с расходом топлива. То есть чем мощнее мотор и чем больше автомобиль выбрасывает в атмосферу углекислоты, тем больше платит в казну владелец.

К примеру, формула французского транспортного налога с 1998 года выглядит так:

Pa = (CO/45) + (P/40)·1.6

Здесь СO - средние выбросы углекислоты в граммах на километр пробега (эту величину автопроизводитель обязательно должен указывать в технических характеристиках автомобиля наряду со средним расходом топлива), а Р - максимальная мощность двигателя в киловаттах. То есть Ford Focus с бензиновым мотором 1.6 (100 л.с.) попадает в категорию машин с шестью налоговыми силами (157 г/км выбросов СО делим на 45 и прибавляем 73 кВт, разделенные на 40 и умноженные на коэффициент 1,6, - получаем 6,3, округляемые до цифры 6). А Mitsubishi Lancer Evolution X с его 295 л.с. и выбросами углекислоты в 250 г/км имеет 13 налоговых сил. Для Парижа одна «фискальная сила» стоит 47 евро, поэтому за Focus 1.6 парижанину надо платить 282 евро в год, а за Evo X - уже 611 евро.

Сравним с российским налогом? Москвич платит за Focus 1.6 меньше парижанина - 2000 рублей, или 52 евро в год против 282 евро. Даже в Санкт-Петербурге, где «цена» лошадиной силы в диапазоне 100-150 л.с. выше, стосильный Focus обойдется в 3500 рублей, или 80 евро в год.

Но если мы учтем разницу в доходах французов и россиян, то картина выйдет иная. В Москве средняя месячная зарплата - 24 тысячи рублей (или 570 евро), в Питере - 15 тысяч рублей (350 евро), а в Париже - 2500 евро. Выходит, что за владение Фокусом москвич должен отдать государству 0,7% своего годового заработка, парижанин - 0,94%, петербуржец - уже 2%.

А за Evo X жители обеих российских столиц будут платить больше французов уже в абсолютном выражении - по 45 тысяч рублей в год, то есть 1100 евро против парижских 611!

Правда, во Франции с 2004 года при покупке новых автомобилей введен еще и экологический разовый сверхналог. С 2008 года он представляет собой систему «бонус-малус», согласно которой все машины по уровню выброса CO разделены на десять классов. К примеру, владельцы автомобилей с выбросами СО2 в диапазоне 131-160 г/км (это все нынешние обычные малолитражки, включая и Ford Focus 1.6) от уплаты сверхналога освобождены. При покупке экономичных машинок с выбросами СО менее 131 г/км государство даже доплачивает владельцу - от 200 евро за современный дизель до 5000 евро за электромобиль!

Но внакладе Франция не остается - за счет повышенного сбора с хозяев машин с выбросами СО более 165 г/км. Тот же Lancer Evo X при покупке «нагрузят» экологическим «малусом» в 1600 евро. В итоге трехлетнее владение Evo X с учетом всех эконалогов обойдется парижанину в 3400 евро, а москвичу или петербуржцу - примерно в 130 тысяч рублей, или 3000 евро. Слабое, но утешение.

А еще мы не учитываем, к примеру, стоимость проезда по платным автострадам. Во Франции удовольствие покрыть 570 км от Парижа до Бордо без перекрестков и светофоров обойдется в 50 евро. В Германии, правда, автобаны бесплатны, равно как в Бельгии или Нидерландах. Но голландцы решили, что с 2012 года будут взимать плату за… каждый пройденный автомобилем километр!

Согласно одобренному правительством Нидерландов проекту все машины в стране будут оборудованы GPS-устройствами, которые отправляют информацию о перемещении автомобиля в единый центр. Тронулся с места, проехал пару километров - а с твоего банковского счета уже снято шесть евроцентов: по три цента за километр. Власти уверяют, что информация о перемещении граждан не будет храниться компьютерами - и, соответственно, не будет доступна даже правоохранительным органам, не говоря о ревнивых женах. Зато плату за проезд можно будет тарифицировать в зависимости от региона (в центре города пройденный километр дороже, чем на окраине), от времени суток (ночью ездить дешевле, чем в часы пиковой нагрузки) и от экологического класса автомобиля.

А в порядке компенсации правительство упразднит 20-процентный налог на покупку автомобиля и ежегодный транспортный налог. Ford Focus 1.6, например, будет стоить без них почти на 3500 евро дешевле. Выходит, на эти деньги за три года по минимальной ставке в три евроцента за километр можно проехать более 120 тысяч километров.

В Голландии полагают, что новый налог позволит на 15% сократить количество машин на дорогах и на 50% снизить выбросы CO.

Но в соседней Германии противников перехода на онлайн-трекинг куда больше, чем сторонников, ведь техническая сложность и стоимость развертывания такой системы в большой стране гораздо выше. А главное - налог «на пройденные километры» уже есть: это акциз, включенный в цену литра бензина или солярки!

Бензин в Европе гораздо дороже, чем в Америке или России, именно за счет налогов. Если в США они составляют всего 15% розничной цены топлива, а в России - около 30% (12% - акциз и еще 17% - налог на добычу полезных ископаемых), то во Франции это уже 66%, а в Германии и вовсе 68%! Поэтому при прочих равных американец платит за топливо как россиянин, а немец или француз - вдвое больше.

Кстати, в США с 1956 года те самые несколько центов акциза с каждого проданного галлона топлива поступали в Highways Trust Fund - целевой фонд строительства автомагистралей. Вдобавок с 90-х годов часть акциза (пол-цента с галлона в 1993 году) начали отчислять в фонд развития общественного транспорта. Аналогичная ситуация и в европейских странах. В России для транспортного налога раньше тоже был специальный дорожный фонд, но в 2003 году его расформировали в связи с изменениями налоговой системы. Где теперь наши деньги, на что они расходуются? На приобретение BMW и Audi для депутатского корпуса, на оснащение дорог неработающими видеокамерами, на «пропагандистскую работу ГИБДД среди населения»?

Так что давайте сначала наведем порядок в государственных финансах, а уже потом будем думать о том, как и каким образом повысить налоговую нагрузку на автомобилистов. Голландская идея с GPS-трекингом в России неприменима - о чем речь, если мы даже единую базу данных ГИБДД наладить не можем. Отменить транспортный налог, как в Америке, увеличив акциз на моторное топливо, тоже нельзя - ведь это ударит прежде всего по «социально незащищенным слоям населения», у которых хватает денег лишь на покупку вазовской техники с не самыми экономичными по современным меркам моторами. Строительство платных дорог - тоже химера. Принято лишь решение о переводе некоторых существующих магистралей на платную основу, которое еще нужно реализовать, и, возможно, впоследствии еще и отменить из-за неизбежных страшных пробок в пунктах оплаты.

Так что разумнее… пока оставить все как есть. Ведь за роскошь иметь личный автомобиль мы уже платим в казну куда больше американцев - и вполне сравнимо с европейцами.



Вам также будет интересно:

Как сделать трубочки из слоеного
Слоёные трубочки с кремом – лакомство родом из детства. Кулинары же ценят трубочки из...
Лунный календарь на декабрь года неблагоприятные
Энергетика Луны всегда имела большое влияние на деятельность людей. Рекомендации астрологов...
Как пожарить окуня на сковороде: рецепты приготовления
Целиком тушку окуня жарить 15 минут: по 7-8 минут с каждой стороны. Мелкого окуня жарить 10...
Как выучить корейский: советы для начинающих
Если вы интересуетесь изучением корейского языка, то наверняка знаете, что им пользуются в...
Кафедра ультразвуковой диагностики СТК грудной клетки
На практике УЗИ суставов начали применять не так давно, но это позволило расширить...