Проверьте себя назвав движущие силы антропогенеза. Движущие силы антропогенеза

1. Эволюция человека, в отличие от эволюции растительного и животного мира, происходит под воздействием:

    биологических и социальных факторов 3) только социальных факторов

    только биологических факторов 4) в большей степени биологических факторов

2 . К биологическим факторам происхождения человека относится:

а) групповое сотрудничество в) изготовление орудий труда б) борьба за существование

г) мышление

3. Сплочению членов коллектива, общению сначала при помощи звуков, а затем слов способствовала(о)

    прямохождение 3) хождение по земле

    трудовая деятельность 4) употребление мясной пищи

4 . Развитие в теле людей большого количества сосков называют:

а) ароморфозом б) регенерацией в) атавизмом г) идиоадаптацией

5 . К движущим силам антропогенеза не относится:а) борьба за существование

в) общественный образ жизниб) наследственная изменчивость г) модификационная изменчивость.

6 . Социальная природа человека проявляется в:а) создании письменности в) формировании пятипалых конечностей б) наличии коры больших полушарий г) образовании условных рефлексов

7 . О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:а) приспособленность к жизни в разных климатических условияхб) одинаковый набор хромосом, сходство их строенияв) их расселение по земному шару г) их способность преобразовывать окружающую среду

8 . Большинство считают прародиной человека:а) Европу б) Азию в) Африку

г) Австралию

9 . Из перечисленных факторов антропогенеза выберите относящиеся к социальным:

а) прямохождение в) использование огня б) естественный отбор г) трудовая деятельность

10 . Развитию речи способствовали:

а) охота б) пользование огнем в) прямохождение г) развитая кисть

11 . Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

а) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

б) человек потомок современных человекообразных обезьян

в) человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

г) обезьяны произошли от древних людей

12 . Важнейшим фактором, подтверждающим принадлежность людей всех рас к одному виду Человек разумный, является:

а) сходство в) наличие одних и тех же групп крови

б) скрещиваемость и плодовитое потомство г)сходство в строении верхних и нижних конечностей

13 . Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей в) усиления обмена веществ

б) приспособление к морскому климату г) улучшении дыхательной функции кожи

14 . Принадлежность человека к европеоидной расе определяется:

а) генотипом и фенотипом в) местом рождения

б) культурными традициями г) всем вышеперечисленным

15 . Фактором, ослабившим действие биологических закономерностей и усилившим роль социальных, является:

а) переход от древесного к наземному существованию в) формирование образного позвоночника

б) облегчение челюстного аппарата г) коллективное (стадное) существование

Выберите все верные ответы.

16 . Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками: а) расширение грудной клетки д) освобождение передних конечностей

б) объем мозга 450 см³ е) вскармливание детёнышей молоком

в) хорошее зрение и слух ж) развитые двигательные отделы головного мозга

г) стадные образ жизни з) позвоночник в форме дуги

17. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.

Как доказывается принадлежность всех рас к одному виду Homo sapiens ?

Проследить происхождение человека как существа социального непосредственно из биологического невозможно, так как связь между ними опосредованная - через психическое . Становление социальности человека происходит в ходе преобразования психики животных в сознание человека, основанное на общественных отношениях, сознательной и трудовой деятельности. Предпосылки к возникновению социальности человека, его развитой речи и мышления, складывались в ходе биологической эволюции, приведшей к формированию комплекса морфо-анатомических и психофизиологических особенностей, обусловливающих его уникальность в мире живых существа нашей планеты. Говоря об уникальных свойствах человека, не следует думать, что между животными и человеком пролегает «бездонная пропасть», что появление человека (как считают некоторые ученые) произошло в результате некоего эволюционного «скачка».

Так, сравнительные анатомические исследования головного мозга у разных млекопитающих свидетельствуют о прогрессивном его развития в эволюционном ряду видов - от примитивных к высшим, достигая максимального развития у человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о головном мозге предковых форм современного человека говорят о более или менее «плавном» увеличении его объема и развития центров речи (центр Брока) и понимания звуковых сигналов (центр Веронике).

Способность к орудийной деятельности, которая часто рассматривается как уникальная особенность человека, свойственна в значительной степени и современным антропоидам. На основании палеонтологических данных о гоминидах можно говорить о существовании прямой зависимости между совершенствованием орудийной деятельности и прогрессивном развитии головного мозга и передней конечности (руки) у предков современного человека. Социальная природа человека также возникла не на «пустом месте». Современная этология (науки о поведении животных) располагает обширными данными о социальном поведении животных многих видов. Особый интерес представляют исследования социальной организации у человекообразных обезьян. В стадно-групповой организации антропоидов отчетливо просматриваются преимущества социального образа жизни:

1) организованность на базе поведения по типу «доминирования - подчинения», строгая иерархия членов группы (стада) способствует вытеснению агрессивности между ними;

2) под руководством вожака могут осуществляться совместные действия членов группы;

3) в пределах группы (стада) имеет место постоянная взаимопомощь;

4) большую роль в поведении членов группы (стада) антропоидов играет обучение;

5) в группе (стаде) существует система разнообразных средств общения (сигналов) - мимика, позы, жесты, звуки, которые усиливают контакты и взаимопомощь в процессе совместных действий.

Движущей силой развития сообщества антропоидов послужил групповой отбор, значение которого было подчеркнуто еще Ч. Дарвином: «Естественный отбор действует на уровне группы на отдельные особи путем сохранения тех изменений, которые выгодны для сообщества. Сообщество, заключающее в себе много наделенных полезными качествами особей, увеличивается в числе и остается победителем на другими, менее благоприятствующими». В.М. Бехтерев, обсуждая вопрос о роли группового отбора в становлении и развитии социальных форм поведения антропоидов, писал: «В борьбе за существование наибольшие шансы дает не индивидуальная приспособленность, а большая согласованность действий».

Противопоставление человека животным на основании наличия у него речи и способности к высшему, ассоциативному мышлению было традиционным в науке начала ХХ в. и еще нередко встречается сегодня. Однако, уже Ч. Дарвин в своей книге «О выражении ощущений у человека и животных» (1872) показывает сходство мимики у человека и обезьян и определяет, что мимика, выражение эмоций является средством коммуникации. В этой работе Ч. Дарвин утверждает, что интеллект человекообразной обезьяны отличается от человеческого только количественно, но не по качеству. О высоком уровне интеллектуальных способностей антропоидов говорил и И. П. Павлов, поражаясь тому, «каким манером человек ухитряется вырыть столь глубокую яму между собой и животными...». И далее: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то «это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, уловление связи вещей. Это - другой случай. Тут нужно сказать, что это есть начало образования знания, улавливания постоянной связи между вещами - то, что лежит в основе всей научной деятельности, законов причинности и т.д.».

В настоящее время наука располагает многочисленными свидетельствами необыкновенных интеллектуальных способностей человекообразных обезьян, полученными в результате исследований зоологов-приматологов, физиологов, зоопсихологов, медиков и психологов, работающих с антропоидами. Например, многими исследователями установлена способность шимпанзе к классифицированию предметов, различению их множеств, нахождению середины количества. Так, 4-х летняя шимпанзе легко отделяла фотографии с живыми объектами от изображений неживых, детей - от взрослых, полное - от частного изображения. Точность различения была до 89 %, такая же, как и у человеческого ребенка ее возраста. Разными исследователями в строго контролируемых экспериментах было показано, что шимпанзе на ощупь точно определяет предметы, которые порою видели лишь однажды, или, наоборот, узнавали зрительно предмет, который раньше только ощупывали. Как считают специалисты, шимпанзе по способности абстрагировать такие свойства предметов, как размер, форма, цвет, длина, ширина и т.д., подобны детям 2 - 3 лет, а по возможности проектировать отдельные действия в окружающей среде достигают уровня ребенка 4 - 7 лет.

Большой интерес представляют факты самоузнавания шимпанзе и орангутанга в зеркале. Обезьянам (незаметно для них) мелом или краской смазывали недоступные прямой видимости участки головы, а затем предъявляли зеркало. Антропоид, «опознав» себя, хваталась за те места, которые были измазаны. Многие исследователи считают самоузнавание высшей формой ассоциативного поведения в животном мире. На сегодня установлено, что человек, шимпанзе и орангутанги - единственные из всех существ на Земле, узнающие себя в зеркале. (Примечательно, что умственно отсталые люди не узнают себя в зеркале!). Что же касается других представителей млекопитающих, традиционно считающихся «интеллектуалами» - собак, кошек - то собственное отражение в зеркале вызывает у них либо агрессию («соперник»), либо любопытство («незнакомец»).

Особого упоминания заслуживают исследования, начатые в конце 60-х годов американскими психологами А. и Б. Гарднерами, а затем проводимые и другими исследователями. Речь идет об обучении шимпанзе языку глухонемых («армсленгу»). Результаты, получаемые в этих исследованиях (сами по себе поразительные), убедительно подтверждают очень близкое филогенетическое родство антропоидов и человека. В экспериментах разных исследователей шимпанзе и гориллы осваивали до 500 - 700 слов-знаков, умели составлять комбинации (из 2 - 5 слов), использовать освоенные знаки в совсем непредусмотренных экспериментаторами ситуациях, адекватно происходящему действию. Обезьяны изобретают и новые знаки-слова. В возрасте 6 - 7 лет у обучаемых обезьян исследователи зарегистрировали пик «сочинительства» - они придумывали до 6 - 9 новых слов в месяц. После 7 лет эта способность снижалась. Наконец, особенно впечатляющие факты - это обмен знаками между владеющими армсленгом шимпанзе между собой («беседа», обмен информацией) и обучение знаковому языку одним антропоидом другого. Так в эксперименте Гарднеров, самка-шимпанзе, владеющая армсленгом, обучала ему своего детеныша, который освоил более 200 знаков-слов и пользовался или при общении не только с матерью, но и с людьми-экспериментаторами.

При попытке реконструкции процесса происхождения человека от антропоидных предков и определении движущих сил (факторов) антропогенеза, вырисовывается следующая картина.

Представителям царства животных свойственно (в отличие от других царств живых организмов) поведение , т.е. способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. Поведенческие реакции обеспечивают быстрые приспособления организма в течение его индивидуальной жизни к изменяющимся условиям среды (без изменения их морфофизиологической организации). В ходе эволюции животных все более важное место в их поведении занимают индивидуально приобретенные компоненты, обусловленные различными формами обучения, а также развитие социального поведения. Эволюция поведения животных сопряжена с прогрессивным развитием у них нервной системы, обусловленным действием естественного отбора, направленного на отбор особей с более совершенной ее организацией. Эти ведущие эволюционные тенденции в развитии животных становятся наиболее выраженными в эволюции высших позвоночных (млекопитающих) и особенно ярко проявляются в эволюции приматов.

Прогрессивное развитие головного мозга (и прежде всего коры больших полушарий), появление способности к орудийной деятельности и сложных форм социального поведения у антропоидов - вот предпосылки появления человека.

Изменение условий обитания древних антропоидов (австралопитеков) - переход от древесного образа жизни к обитанию в степных условиях - привели к прямохождению и, соответственно, к высвобождению передних конечностей. Это, в свою очередь, способствовало развитию орудийной деятельности с помощью случайно подбираемых предметов. Недостаток растительной пищи стимулировал хищничество и совместные действия антропоидов при охоте, что при стадном образе жизни усиливало значение социального поведения. Тем не менее, австралопитеки находились на прегоминидальной стадии антропогенеза, так как уровень развития головного мозга не мог обеспечить способности к изготовлению орудий и возникновение настоящей речи. Однако, уже на этом этапе, по-видимому, начинаются процессы прогрессивного развития верхних конечностей и головного мозга под действием естественного отбора, направленного на совершенствование умения применять орудия, повышение способности к ручному труду и социабильности. Проводя аналогию с процессом онтогенеза современного человека, антропологи предполагают, что развития речи не могло произойти прежде, чем объем мозга достигнет 750-800 см 3 . Объем мозга «человека умелого» достигал этого значения, что в сочетании с некоторыми анатомическими особенностями дает возможность предполагать появление у них примитивной речи. Мышление и речь развиваются единым комплексом и на основании палеонтологических данных мы знаем, что на этой стадии гоминиды приобретают способность к изготовлению примитивных орудий, использованию огня, постройке укрытий и примитивных хижин. У последующих предковых форм современного человека («человека прямоходящего», неандертальцев) продолжается процесс прогрессивного развития головного мозга, совершенствование умений в изготовлении разнообразных орудий и предметов быта, повышение уровня социальности.

На всех этих этапах антропогенеза ярко выражена внутривидовая борьба за существование и главным фактором эволюции гоминид выступает естественный отбор (конкретная форма его - групповой отбор).

С появлением кроманьонцев (которые являются представителями ныне существующего вида Homo sapiens) процесс видообразования у гоминид прекращается . Морфофизиологические характеристики человека не изменились со времени появления кроманьонцев. По-видимому, на этом этапе естественный отбор утрачивает ведущее значение в развитии гоминид (в результате доминирования социальных факторов) и биологическая эволюция уступает место социальной . В отличие от животных, которые приспосабливаются к природным условиям в результате морфофизиологических изменений, человек разумный переделывает окружающую среду вокруг себя, пользуясь орудиями труда, изготовляя одежду, строя жилище, окультуривая растения и одомашнивая животных, а впоследствии (по мере научно-технического развития) получает возможность активного изменения природы в глобальном масштабе. На фоне возрастающей роли социальных факторов, влияющих на развитие человека, происходит стабилизация структурно-физиологической организации человека. поэтому сегодня не приходится ожидать какого-либо существенного изменения биологического облика человека, сложившегося уже у кроманьонцев. Происходящие в человеческом обществе процессы ведут к усилению «коллективного разума» (развитию способов накопления, хранения и передачи информации, овладению более широким спектром условий среды и т.д.), а не к преимущественному размножению отдельных «гениальных личностей».

Обобщая изложенное выше, можно сделать следующее заключение - происхождение человека, как существа биосоциального, явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства.

Современное человечество представляет собой один вид - Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основных расы - европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы - это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными. По основным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, способности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются.

Появление современного вида людей (приблизительно около 100 тысяч лет назад) многие специалисты связывают с Африканским континентом, т. к. именно там были найдены древние ископаемые останки кроманьонцев. За ~ 70 тысяч лет человек современный распространился на все континенты, за исключением Антарктиды. Именно с этим периодом связывают процесс образования рас - расогенез.

Образование рас - сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате таких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляции. С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться. В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни, благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя на это и уйдут тысячи и тысячи лет.

Подробное решение параграф § 71 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 10 класс можно найти

1. Какие факторы биологической эволюции вам известны?

Ответ. Факторы эволюции:

1. Наследственность. Это способность копировать из поколения в поколения некоторые свойства организма, которые касаются обмена веществ или других особенностей индивидуального развития в целом. Этот направляющий фактор эволюции осуществляется за счет самовоспроизведения единиц генов, которые скапливаются в структуре клеточного ядра, а именно в хромосомах и цитоплазме. Эти гены являются определяющими в обеспечении постоянства и видового многообразия различных форм жизни. Наследственность считается основным фактором, который составляет фундамент эволюции всей живой природы.

2. Изменчивость, в противоположность первому фактору, это проявление у живых организмов различных признаков и свойств, которые не зависят от родственных связей. Такое свойство характерно для всех особей. Его подразделяют на следующие категории: наследственную и ненаследственную, групповую и индивидуальную, направленную и ненаправленную, качественную и количественную. Наследственная изменчивость является следствием мутаций, а ненаследственная – влиянием внешней среды. Факторы эволюции, наследственность и изменчивость можно назвать определяющими в этом процессе.

3. Борьба за существование. Она определяет отношения между живыми организмами или влияние на них абиотических признаков. В результате этого процесса организмы, которые оказываются более слабыми, погибают. Остаются те, которые имеют более высокие показатели жизнеспособности.

4. Естественный отбор. Он является следствием предыдущего фактора. Это процесс, при котором происходит выживание сильнейших особей. Сущность естественного отбора заключается в преобразовании популяций. В результате этого появляются новые виды живых организмов. Его можно назвать одним из двигателей эволюции. Как многие другие факторы эволюции, он был открыт Ч. Дарвином.

5. Приспособленность. Сюда относят особенности строения тела, окраску, манеры поведения, способы воспитания потомства и многое другое. Этих факторов очень много, поэтому они еще не изучены в полной мере.

6. Популяционные волны. Сущность этого фактора заключается в некотором колебании численности определенных видов живых организмов. В результате редкий вид может стать более многочисленным и наоборот.

7. Изоляция. Она подразумевает возникновение препятствий для распространения живых организмов и их скрещивания. Для ее возникновения могут быть разные причины: механические, экологические, территориальные, морфологические, генетические и т. д. Одной из главных причин часто становится увеличение различий между близкими ранее организмами.

8. Мутации. Эти факторы экологии могут возникнуть под воздействием естественных или искусственных признаков. При внесении изменений в генетическую природу организма происходят мутационные изменения. Этот фактор лежит в основе наследственных изменений.

9. Дрейф генов. Возникают ситуации, когда численность популяции резко сокращается. Это может происходить под воздействием различных обстоятельств (наводнение, пожар). Оставшиеся представители живых организмов становятся определяющим звеном в формировании новых популяций. В результате могут исчезнуть некоторые признаки данного вида и появиться новые.

2. Что является элементарной эволюционной единицей?

Ответ. В настоящее время популяция рассматривается как элементарная единица эволюционного процесса. Популяция - это совокупность особей одного вида, населяющих определенный ареал (территорию) и способных к скрещиванию друг с другом. Это качественно новый уровень жизни.

В популяции существует широкое разнообразие генотипов и фенотипов особей одного вида, на которые оказывает давление естественный отбор в определенных условиях окружающей среды. Скрещивания между популяциями одного вида, разделенными между собой в природе, затруднены, но не исключены. Между популяциями разных видов скрещивания либо исключены, либо не дают способного к размножению половозрелого потомства. Среди особей одной популяции в природе происходит отбор, направленный на самые приспособленные организмы, способные к размножению в меняющихся условиях жизни.

3. Какие виды борьбы за существование вы знаете?

Вопросы после § 71

1. Какие факторы имели решающее значение на начальных этапах антропогенеза?

Ответ. На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных существ в человека стало прямохождение. Освободившиеся от функции опоры и передвижения руки превратились в орган, использующий орудия труда. В связи с этим шел отбор особей, более способных изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и защиты от врагов. Отбор способствовал закреплению таких особенностей организации предков человека, как прямохождение, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.

2. Какие социальные факторы антропогенеза вам известны?

Ответ. Для антропогенеза характерно такое уникальное для живой природы явление, как все большее усиление влияния на эволюцию социальных факторов – трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления.

Групповое сотрудничество обеспечивало предкам человека большую безопасность в условиях открытых ландшафтов, возможность охоты на крупных животных, освобождение времени для изготовления более совершенных орудий, воспитания детей, заботы о стариках и т. п.

Совершенствование орудий труда было возможным лишь при условии передачи приемов их изготовления новому поколению. Это способствовало повышению роли людей старшего поколения, имевших опыт охоты, изготовления орудий, знавших съедобные и лекарственные растения, умевших ориентироваться на местности и т. д. В борьбе за существование побеждали те группы древних людей, в которых старики передавали свой опыт молодым. Популяции людей, лучше изготовлявшие и использовавшие орудия, вытесняли отстающие популяции в районы, менее благоприятные для жизни, что вело к их исчезновению.

Коллективная охота, трудовая деятельность, необходимость передачи информации своим соплеменникам требовали использования сложной системы взаимной сигнализации, что способствовало развитию речи.

Усложнившиеся орудия труда и трудовые процессы, использование огня, появление членораздельной речи содействовали дальнейшему развитию коры головного мозга и мышлению.

3. Почему в начале процесса антропогенеза происходили быстрые изменения в морфолого-анатомическом строении человека, а в последние 40 тыс. лет облик человека практически не изменяется?

Ответ. Древние люди совершенствовали орудия труда, все более активно обживали новые, более суровые места, строили жилища, пользовались огнем, разводили животных, выращивали растения. Труд становился все более разнообразным, происходило разделение труда, люди вступали в новые социальные отношения. В человеческих популяциях сформировалась достаточно сложная структура социальных отношений. Если у австралопитеков, питекантропов и даже у неандертальцев естественный отбор играл решающую роль, то уже в жизни кроманьонцев стали доминировать социальные факторы.

Для древнейших и древних людей были характерны значительные сдвиги во внешнем строении особей и одновременно относительно медленное совершенствование орудий труда. В развитии неоантропов появляется иная закономерность – физический облик человека почти не изменился за последние 40 тыс. лет, но происходили интенсивное обогащение духовного мира, рост интеллекта, гигантская скорость развития производства. Для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения.

В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ.

4. Чем объясняется быстрый рост населения нашей планеты?

Ответ. На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией (демографическим кризисом) . Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.

В конце XX в. самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста наблюдался в Кении, где рождаемость составила 54 человека на каждую тысячу, а естественный прирост – 44 человека. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства называют демографическим взрывом. В настоящее время на такие страны приходится более 3/4 населения мира. Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т. е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира. В этих условиях большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях.

В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.) ; в странах второго типа воспроизводства – на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.) .

Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Схема такого перехода включает четыре сменяющие друг друга этапа. Первый этап охватил почти всю историю человечества. Для него характерны высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост. Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости. Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности, а рождаемость начинает снижаться, но несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие качество населения. Это комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, доход, калорийность питания) , социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развитие демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

Ответ. В результате социального развития Человек разумный приобрел решающие преимущества среди всех живых существ. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, она лишь изменила их проявление. Homo sapiens как вид является составной частью биосферы и продуктом ее эволюции. Закономерности биологических процессов, происходящих на клеточном уровне и имеющих универсальное значение в природе, в полной мере характерны и для человека.

Но человек, используя достижения науки и техники, в значительной мере освободился от давления лимитирующих факторов окружающей среды. Преобразуя естественную среду, человечество создало условия для роста своей популяции.

Таким образом, эволюция человека продолжается.

Правильный ответ: труд

2. Что в переводе с латинского означает "австралопитек":

а) австралийская обезьяна

б) древнейший человек

Г) древнейшая обезьяна

в) южная обезьяна

Правильный о твет : "южная обезьяна" (комбинация от лат.Australis - южный, и греч.Pithekos - обезьяна)

а) родстве

б) одинаковом уровне организации

В) конвергентном сходстве

г) происхождении от разных предков

Правильный ответ: (родстве)

4. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус-фактор

б) рассудочная деятельность

в) четырехкамерное сердце

г) абстрактное мышление

Правильный ответ: абстрактное мышление.

5. Череп человека отличается от черепа приматов

а) наличием только одной подвижной кости

б) наличием швов между костями мозговой части

В) более развитой мозговой частью

Г) строением костной ткани

Правильный ответ: более развитой мозговой частью.

6 . Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления на раннем этапе эволюции человека, считают:

а) прогрессивное развитие мозга

б) заботу о потомстве

в) четырехкамерное сердце

г) увеличение дыхательной поверхности легких

Правильный ответ: прогрессивное развитие головного мозга.

7. Способность к изготовлению простейших орудий труда появилась впервые у:

а) дриопитеков

Б) рамапитеков

В) австралопитеков

Г) неандертальцев

Правильный ответ: у австралопитеков.

8. Какая часть верхней конечности человека претерпела наибольшие изменения в процессе эволюции:

Правильный ответ: кисть.

9. Какое адаптивное значение имеет темный цвет кожи у негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей

б) защита от врагов

в) приспособление к высокой температуре воздуха

г) улучшение дыхательной функции кожи

Правильный ответ: предохранение от ультрафиолетовых лучей.

10. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам человека:

а) наличие хвоста

Б) расчлененность тела на отделы

В) аппендикс

г) наличие пятипалых конечностей

Правильный ответ: наличие хвоста

11. Кто имел наиболее развитый подбородочный выступ:

а) питекантроп

б) синантроп

в) неандерталец

г) кроманьонец

Правильный ответ: кроманьонец

12.В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы:

А) сформировался свод

Б) когти превратились в ногти

в) срослись фаланги пальцев

Г) большой палец противопоставлен всем остальным

Правильный ответ: сформировался свод стопы.

13. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам:

Правильный ответ: третье веко у человека.

14. К движущим силам антропогенеза не относят:

а) борьбу за существование

Б) общественный образ жизни

В) наследственную изменчивость

г) модификационную изменчивость

Правильный ответ: модификационную (ненаследственную) изменчивость.

15. Что в переводе с латинского означает "питекантроп":

а) китайский человек

б) обезьяночеловек

в) человек умелый

г) человек прямоходящий

Правильный ответ: обезьяночеловек.

16. Какие люди относятся к виду Человек разумный:

а) неандертальцы и кроманьонцы

б) питекантропы и синантропы

в) кроманьонцы и современные люди

Г) современные люди

Правильный ответ: кроманьонцы и современные люди

17. Каково значение светлой кожи у европеоидов

а) отталкивание ультрафиолетовых лучей

б) улавливание ультрафиолетовых лучей

в) защита от переохлаждения

Вариант 3.

Часть 1.

1. Ученые предполагают, что общими предками человека и человекообразных обезьян могли быть:

а) неандертальцы б) питекантропы в) древесные обезьяны г) австралопитеки.

2 . К биологическим факторам происхождения человека относится:

а) групповое сотрудничество в) изготовление орудий труда

б) борьба за существование г) мышление

3 . Изгибы позвоночника человека связаны с:

а) прямохождением в) трудовой деятельностью

б) формированием грудной клетки г) развитием большого пальца кисти

4 . Развитие в теле людей большого количества сосков называют:

а) ароморфозом б) регенерацией в) атавизмом г) идиоадаптацией

5 . К движущим силам антропогенеза не относится:

а) борьба за существование в) общественный образ жизни

б) наследственная изменчивость г) модификационная изменчивость.

6 . Социальная природа человека проявляется в:

а) создании письменности в) формировании пятипалых конечностей

б) наличии коры больших полушарий г) образовании условных рефлексов

7 . К общим чертам строения человека и других млекопитающих относится:

а) вторая сигнальная система в) развитое сознание

б) способность к умозаключению г) наличие грудобрюшной преграды

8 . Какая часть верхней конечности человека наиболее изменилась в ходе эволюции?

а) плечо б) предплечье в) кисть г) лопатка

9 . Генами определяется:

а) способность к речи в) словарный состав русского языка

б) конкретный язык, на котором заговорит ребёнок г) диалекты


10 . О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:

а) приспособленность к жизни в разных климатических условиях

б) одинаковый набор хромосом, сходство их строения

в) их расселение по земному шару

г) их способность преобразовывать окружающую среду

11 . Мы не унаследовали от своих предков:

а) инстинкты б) некоторые особенности характера в) условные инстинкты г) цвет глаз

Часть 2.

Выберите все верные ответы.

12 . У человека, как и у человекообразных обезьян:

а) происходит замена молочных зубов на постоянные г) 4 группы крови

б) одна пара сосков д) S – образный изгиб позвоночника

в) прямохождение е) имеется речь

13 . К архантропам (древнейшим людям) относятся:

а) гейдельбергский человек в) питекантроп д) синантроп

б) человек умелый г) неандерталец е) кроманьонец

14 . Соотнесите характеристики предков человека с их носителями.

Характеристики: Носители:

а) Изготовление орудий труда 1. Австралопитек

б) Объем мозга 700 – 1200 см³ 2. Питекантроп

в) Массивные челюсти

г) Объем мозга 550 – 650 см³

д) Рост около 160 см, массивный костяк

е) Охота, собирательство

15 . Выстройте представителей приматов в последовательности, соответствующей их появлению на Земле:

а) гоминиды б) человек прямоходящий в) человек разумный г) человек умелый

Часть 3.

16 . Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообразных обезьян?

Тест по теме: «Антропогенез».

Вариант 4.

Часть 1.

Выберите один правильный ответ.

1 . Большинство учёных считают прародиной человека:

а) Европу б) Азию в) Африку г) Австралию

2. К первым современным людям относятся:

а) питекантропы б) синантропы в) кроманьонцы г) неандертальцы

3. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

а) неандертальцев б) кроманьонцев в) австралопитеков г) питекантропов

4 . Из перечисленных факторов антропогенеза выберите относящиеся к социальным:

а) прямохождение в) использование огня

б) естественный отбор г) трудовая деятельность

5 . Развитию речи способствовали:

6 . Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

а) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

б) человек потомок современных человекообразных обезьян

в) человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

г) обезьяны произошли от древних людей

7. Череп человека отличается от черепа обезьян:

а) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой

в) преобладанием лицевой части черепа над мозговой

г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

8 . Важнейшим фактором, подтверждающим принадлежность людей всех рас к одному виду Человек разумный, является:

б) скрещиваемость и плодовитое потомство г)сходство в строении верхних и нижних конечностей

9 . Какое значение имело приобретение тёмного цвета кожи людьми негроидной расы?


а) предохранение от ультрафиолетовых лучей в) усиления обмена веществ

б) приспособление к морскому климату г) улучшении дыхательной функции кожи

10 . Принадлежность человека к европеоидной расе определяется:

а) генотипом и фенотипом в) местом рождения

б) культурными традициями г) всем вышеперечисленным

11 . Фактором, ослабившим действие биологических закономерностей и усилившим роль социальных, является:

а) переход от древесного к наземному существованию в) формирование образного позвоночника

б) облегчение челюстного аппарата г) коллективное (стадное) существование

Часть 2.

Выберите все верные ответы.

12 . У человека, в отличии от человекообразных обезьян, есть:

а) забота о потомстве г) 4 группы крови

б) трудовая деятельность д) четырёхкамерное сердце

в) слабые челюсти и наличие подбородочного выступа е) отсутствие сплошных надбровных дуг.

13 . К неантропам (древним людям) относятся:

а) гейдельбергский человек в) питекантроп д) кроманьонец

б) человек умелый г) неандерталец е) синантроп

14 . Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками:

а) расширение грудной клетки д) освобождение передних конечностей

б) объем мозга 450 см³ е) вскармливание детёнышей молоком

в) хорошее зрение и слух ж) развитые двигательные отделы головного мозга

г) стадные образ жизни з) позвоночник в форме дуги

15 . Установите соответствие между признаками человекообразных обезьян и человека.

Признаки: Субъекты:

а) 46 хромосом в клетках 1. Человекообразные обезьяны

б) объём мозга 800 см³ 2. Человек

в) развитые надбровные дуги

г) мозговая часть черепа больше лицевой

д) лицевая часть черепа преобладает над мозговой

е) хватательный тип стопы

ж) объем черепа 1200 – 1500 см³

Часть 3.

Сформулируйте развёрнутый ответ.

16 . Согласны ли вы с тем, что биологическая эволюция человека закончилась?



Вам также будет интересно:

Мой друг художник и поэт — Константин Никольский
Мой друг художник и поэт в дождливый вечер на стекле,Мою любовь нарисовал, открыв мне чудо...
Теодор Курентзис: пермская аномалия
Мир знает множество талантливых дирижеров, способных лишь по взмаху палочки заставить...
Как сделать трубочки из слоеного
Слоёные трубочки с кремом – лакомство родом из детства. Кулинары же ценят трубочки из...
Лунный календарь на декабрь года неблагоприятные
Энергетика Луны всегда имела большое влияние на деятельность людей. Рекомендации астрологов...
Как пожарить окуня на сковороде: рецепты приготовления
Целиком тушку окуня жарить 15 минут: по 7-8 минут с каждой стороны. Мелкого окуня жарить 10...