Сонник развалины, руины Сон развалины здания

Салат из редьки с жареным луком (ТТК3232)

Когда добыча съедает охотника

Гороскоп на март водолей тигр

Как ИП может оформить ипотеку?

Литературные премии мира

Венгерские оккупанты в ссср: главные «отморозки» на великой отечественной Партизан генерал орленко

Петух в славянской мифологии

Именительный представления Именительный темы примеры

Тест профтбор Тест смогу ли я стать военным

Объявление на взнос наличными - способ перевода средств на счёт

Торт «Птичье молоко» в домашних условиях, пошаговый рецепт с фото Торт бисквит птичье молоко

Салат с моцареллой и помидорами - классика вкуса Салат с моцареллой маслинами и черри

История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с еще более кратким прогнозом на будущее

Синдром дырявого кишечника - Candida и аутоиммунные заболевания Аутоиммунные заболевания жкт у детей

Искажение и фальсификация истории. Уроки Второй мировой войны и основные направления её фальсификации

2. Разоблачение фальсификации истории войны

В годы Второй мировой войны ожесточенная борьба велась не только на полях сражений, но и в духовной сфере, за умы и сердца миллионов людей на всей планете. Идеологическая борьба велась по самым различным вопросам политики, международных отношений, хода и исхода войны, преследуя при этом принципиально разные цели.

Если фашистское руководство открыто звало свой народ к порабощению других народов, к мировому господству, то советское руководство всегда выступало за справедливую освободительную борьбу и защиту Отечества.

Уже в ходе войны появились политики, историки, пропагандировавшие мифы о «превентивном характере» войны фашистской Германии против СССР, о «случайности поражения» немецко-фашистских войск в крупных сражениях на советско-германском фронте и т. д.

Победа в войне выдвинула Советский Союз в разряд ведущих держав мира, способствовала росту его авторитета и престижа на международной арене. Это никак не входило в планы реакционных международных сил, вызывало у них откровенную злобу и ненависть, приведшие к «холодной войне», к яростным идеологическим атакам против СССР.

На протяжении всего послевоенного периода события Великой Отечественной войны являлись одним из основных направлений острого идеологического противостояния западных идеологических центров и Советского Союза.

Главным объектом нападок стали важнейшие проблемы войны - история предвоенного периода, военное искусство командования Красной армии, роль и значение различных фронтов, советские потери в войне, цена победы и т. п.

Фальсифицированные концепции, взгляды по этим и другим проблемам распространялись миллионными тиражами книг, статей, отражались в теле- и радиопередачах, в произведениях киноискусства. Цель всего этого - скрыть подлинные причины того, что Вторая мировая война была порождена самой капиталистической системой; представить Советский Союз наряду с Германией ответственным за развязывание войны; принизить вклад СССР и его Вооруженных Сил в разгром фашистского блока и одновременно возвеличить роль западных союзников по антигитлеровской коалиции в достижении победы.

Приведем некоторые приемы, к которым прибегают фальсификаторы истории Великой Отечественной войны.

На протяжении всего послевоенного периода, включая и последнее десятилетие, некоторые западные историки (Ф. Фабри, Д. Ирвинг) распространяют версии о том, будто СССР в 1941 году хотел первым начать войну против Германии. Миф о готовности Москвы развязать превентивную войну против Германии присутствует и в книгах русскоязычных историков В. Суворова (Резуна), Б. Соколова и др. Они ссылаются даже на резолюцию, которую якобы наложил тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба Н.Ф. Ватутин на план стратегического развертывания на Западе, принятый в марте 1941 года: «Наступление начать 12.6». Однако известно, что решение подобного рода принимает политическое руководство государства, а не Генеральный штаб.

Убедительных документов и фактов о подготовке Советским Союзом нападения на Германию этими авторами не приводится, ибо их нет в действительности. В результате сочиняются умозрительные схемы и ведутся разговоры о готовности СССР нанести «упреждающий удар» и другие измышления в таком же духе.

Другим приемом, с помощью которого западные фальсификаторы также пытаются обосновать подготовку СССР к «наступательной превентивной войне» против Германии, служит произвольная интерпретация речи Сталина перед выпускниками военных академий Красной армии 5 мая 1941 года, которую называют «агрессивной», «призывающей к войне с Германией». Эту версию активно пропагандирует и ряд российских историков.

Безапелляционность и надуманность указанных выводов очевидна. Факты свидетельствуют о том, что в 1941 году ни Гитлер, ни командование вермахта не имели повода думать, что СССР может напасть на Германию. В Берлин не поступало никакой информации об агрессивных замыслах Советского Союза. Напротив, германские дипломаты и германская разведка постоянно докладывали о желании СССР сохранить мир с Германией, не допустить возникновения в отношениях с этой страной серьезных конфликтных ситуаций, о готовности нашего государства ради этого пойти на определенные экономические уступки. СССР до самого последнего момента отправлял промышленные и сельскохозяйственные товары в Германию.

Фальсификаторы предпринимают немало сил к преуменьшению потерь немецкой стороны и преувеличению потерь Красной армии в некоторых крупных сражениях, чем стремятся принизить значение последних. Так, немецкий историк К. Г. Фризер, ссылаясь на данные германских архивов, утверждает, что в ходе танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года потери немецкой стороны свелись лишь к 5 танкам. Еще 38 танков и 12 штурмовых орудий были повреждены.

Однако, по данным российских военных архивов следует, что немецкая сторона потеряла от 300 до 400 танков и штурмовых орудий безвозвратно. При этом и советская 5-я гвардейская ТА, принимавшая основное участие в Прохоровском сражении, понесла тяжелые потери - около 350 танков и САУ. Оказалось, что немецкий историк привел данные о потерях лишь 2-го танкового корпуса СС, умолчав о потерях 48-го и 3-го немецких танковых корпусов, также принимавших участие в сражении.

Подобным образом действуют не только отдельные исследователи, но и серьезные государственные организации. Например, в 1991 году в США был создан Национальный комитет по празднованию 50-й годовщины Победы во Второй мировой войне. Вскоре эта организация издала огромным тиражом красочный юбилейный буклет, подготовленный с участием историков. Он открывается «Хроникой важнейших событий Второй мировой войны». И в этом весьма подробном перечне не названа ни одна из крупных битв, ни одна из операций, выигранных или проведенных советскими войсками против немецко-фашистских захватчиков. Как будто не было Московской, Сталинградской, Курской и других битв, после которых гитлеровская армия понесла невосполнимые потери и окончательно утратила стратегическую инициативу.

В послевоенные годы, в условиях «холодной войны», на Западе вышло в свет огромное количество исторической литературы, в которой искажались подлинные события Второй мировой войны и всячески принижалась роль СССР в разгроме фашистских агрессоров. Этот прием фальсификации используется и по сей день, хотя во время войны наши западные союзники более объективно оценивали ведущую роль СССР в борьбе против общего врага.

Отечественная война была Великой как по своему размаху, так и по привлекаемым на советско-германский фронт силам и средствам. Общее количество личного состава с обеих сторон только в действующей армии доходило до 12 млн. человек.

Одновременно в разные периоды действовало от 800 до 900 расчетных дивизий на фронте от 3 до 6,2 тыс. км, который приковывал подавляющую часть вооруженных сил Германии, ее союзников и Советского Союза, оказывая тем самым решающее влияние на обстановку на других фронтах Второй мировой войны.

Президент США Ф. Рузвельт отмечал, что «…русские убивают больше солдат противника и уничтожают больше его вооружения, чем все остальные 25 государств Объединенных Наций, вместе взятые».

С трибуны палаты общин У. Черчилль заявил 2 августа 1944 года, что «именно Русская армия выпустила кишки из германской военной машины».

В те годы было немало подобных оценок. И в этом нет ничего удивительного. Очень трудно было не видеть очевидной истины: решающий вклад Советского Союза в Победу, его выдающаяся роль в спасении мировой цивилизации от гитлеровской чумы представлялись бесспорными. Но вскоре после разгрома фашизма недавние союзники СССР начали говорить по-другому, высокие оценки роли нашей страны в войне были забыты и появились суждения совсем иного рода.

С особой настойчивостью в послевоенной историографии проводилась идея, будто важнейшие сражения Второй мировой войны происходили не на советско-германском фронте и исход вооруженного противоборства двух коалиций решался не на суше, а главным образом на море и в воздушном пространстве, где вооруженные силы США и Англии осуществляли интенсивные боевые действия. Авторы этих изданий утверждают, что ведущей силой антигитлеровской коалиции были США, поскольку они имели наиболее мощные среди капиталистических стран вооруженные силы.

Подобные взгляды на роль стран антигитлеровской коалиции в достижении победы над фашизмом прослеживаются, например, в 85-томной «Истории Второй мировой войны», подготовленной исторической секцией при кабинете министров Великобритании, 25-томной американской «Иллюстрирован- ной энциклопедии Второй мировой войны» и многих других изданиях.

Наш народ по достоинству оценивает большой вклад в победу над фашизмом народов США, Великобритании, Франции, Китая и других стран антигитлеровской коалиции. Но именно на советско-германском фронте происходили главные битвы Второй мировой войны, здесь были сосредоточены основные силы гитлеровского вермахта. Так, с июня 1941 года до открытия второго фронта 6 июня 1944 на советско-германском фронте воевали 92 - 95% сухопутных войск фашистской Германии и ее сателлитов, а затем - от 74 до 65%.

Советскими Вооруженными Силами было разгромлено 507 немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий ее союзников, почти в 3,5 раза больше, чем на всех остальных фронтах Второй мировой войны.

На советско-германском фронте враг понес три четверти своих людских потерь. Урон в личном составе фашистской армии, нанесенный Красной армией, был в 4 раза больше, чем на западноевропейском и средиземноморском театрах военных действий, вместе взятых, а по числу убитых и раненых - в 6 раз. Здесь же была уничтожена основная часть военной техники вермахта: свыше 70 тыс. (более 75%) самолетов, около 50 тыс. (до 75%) танков и штурмовых орудий, 167 тыс. (74%) артиллерийских орудий, более 2,5 тыс. боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов.

Открытие второго фронта также не изменило значения советско-германского фронта как главного в войне. Так, в июне 1944 года против Красной армии действовало 181,5 немецких и 58 дивизий союзников Германии. Американским и английским войскам противодействовало 81,5 немецких дивизий. Так что все объективные факты свидетельствуют о том, что Советский Союз внес решающий вклад в разгром гитлеровской Германии и ее союзников.

При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно пристальное внимание западные историки уделяют вопросу о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за наших больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы.

Известно, что общие потери СССР в войне составляют 26,5 млн. человек, из них 18 млн. - это мирное население, погибшее в результате фашистских зверств на оккупированной территории. Общие безвозвратные потери (убиты, пропали без вести, попали в плен и не вернулись из него, умерли от ран, болезней и в результате несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 млн. 668 тыс. 400 чел.

Потери фашистского блока составили 9,3 млн. чел. (7,4 млн. человек потеряла фашистская Германия, 1,2 млн. - ее сателлиты в Европе, 0,7 млн. - Япония в Маньчжурской операции), не считая потерь вспомогательных частей из числа иностранных формирований, воевавших на стороне фашистов (по некоторым данным - до 500 - 600 тыс. чел.).

В обшей сложности, безвозвратные потери Советских Вооруженных Сил на 1 - 1,5 млн. чел. превышают соответствующие германские потери. Но это за счет того, что в фашистском плену были 4,5 млн. советских военнопленных, а возвратились в СССР после войны только 2 млн. человек. Остальные погибли в результате фашистских злодеяний. В советском плену из 3,8 млн. немецких военнопленных умерли 450 тыс. человек.

Попытки представить потери агрессора меньшими, чем они были в действительности, искажают историческую правду, свидетельствуют о предвзятости тех, кто стремится сознательно умалить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.


Литература

1. История Второй мировой войны 1939 - 1945. В 12 томах. Т. 12. М., - 1982. с. 13 - 21, 33 - 37.

2. Г. Куманев. Наш вклад в победу над фашизмом: правда и вымыслы. //Ориентир. - 2006. - № 7.

3. Г. Куманев. Подвиг и подлог: страницы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. М., - 2007 - с. 336 - 351.

Завершение битвы за Кавказ. “За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися Новороссийска и воинами армии, флота и авиации в годы Великой Отечественной войны, а также в ознаменование 30-летия разгрома фашистских войск при защите Северного Кавказа городу Новороссийску 14 сентября 1973 года было присвоено почетное звание “Город-Герой” с...

Ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности Российских Вооруженных Сил. В-четвертых, важнейший урок Великой Отечественной войны - необходимость высокой бдительности к проявлениям фашизма и его разновидностей. Актуальность этого урока несомненна. Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой войне, ...

Уроки Второй мировой войны и основные направления её фальсификации

Основные уроки Второй мировой войны, их актуальность в наши дни

Итоги Второй мировой войны привели народы мира к осознанию той опасности, которую несут войны, особенно мировые, к пониманию, что они должны быть исключены из жизни общества.

Каковы же основные уроки Второй мировой и ее составной части - Великой Отечественной войны?

Первый и главнейший из них заключается в том, что Победы в Великой Отечественной войне удалось достигнуть только благодаря духовной силе и стойкости советского народа и армии. Вера народа в свое Отечество, в справедливый характер войны явилась важным фактором, позволившим разгромить фашизм.

Глубокий патриотизм всегда был и остается отличительной чертой российского народа. Особенно ярко он проявился в годы Великой Отечественной войны, стал основой духовно- нравственного превосходства Советского Союза над фашистской Германией.

Патриотизм явился мощным источником массового героизма, небывалой стойкости, мужества и самоотверженности, беззаветной преданности Родине советских людей на фронте и в тылу, трудовых подвигов рабочих, крестьян и интеллигенции.

Утратив патриотизм как фундаментальную, базовую составляющую в системе традиционных для России духовных ценностей и связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем мощнейший стимул защиты Отечества, потеряем способность к великим свершениям.

Второй немаловажный урок войны состоит в том, что успехи на фронте и в тылу были возможны только благодаря сплоченности общества, единству народа и армии. Великая Отечественная война по праву называется подлинно народной, Отечественной.

Главное, что объединяло и воодушевляло людей, - это необходимость защиты и спасения Отечества. Благодаря политике интернационализма в годы войны все народы Советского Союза выступили против врага единым фронтом. Это позволило стране выстоять и победить сильного и коварного агрессора.

В наши дни актуальность этого урока неоспорима. Он напоминает, что дружба и взаимопомощь народов - источник их силы и благополучия. Например, нынешняя политическая обстановка в мире настоятельно требует в рамках Содружества независимых государств активно и эффективно осуществлять глубокую интеграцию стран-участниц во всех сферах, в том числе и в оборонной. Речь идет о том, чтобы в тесном взаимодействии искать и находить достойные ответы на общие угрозы и вызовы. Только так можно добиться прочной коллективной безопасности Содружества.

Третий урок войны заключается в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил должны постоянно находиться в центре внимания руководства государства.

Обращение к временам Второй мировой войны - хорошая возможность вспомнить о том, что для отражения любой вероятной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны требуются мощные и боеспособные армия и флот.

С окончанием «холодной войны» напряженное противостояние двух мощнейших военно-политических блоков, которые возглавляли СССР и США, прекратилось. Однако это не означает, что военная опасность, особенно опасность локальных военных конфликтов, для правопреемника Советского Союза - России исчезла.

Чтобы противостоять ей, необходимо внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, предвидеть характер возможной войны, ее возможные масштабы и продолжительность. Для разгадки замыслов вероятного противника необходимы тщательный анализ и оценка различных вариантов его действий. Умение делать из этого правильные выводы позволит повысить боевую готовность Вооруженных Сил.

Как известно, недооценка роли стратегической обороны в военной теории СССР, установка на разгром врага на его территории и «малой кровью» в предвоенный период привели к трагическим последствиям на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Оценивая его Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «При переработке оперативных планов весной 1941 года практически не были полностью учтены особенности ведения современной войны в ее начальном периоде. Нарком обороны и Генштаб считали, что война между такими крупными державами, как Германия и Советский Союз, должна начаться по ранее существовавшей схеме: главные силы вступают в сражение через несколько дней после приграничных сражений. Фашистская Германия в отношении сроков сосредоточения и развертывания ставилась в одинаковые условия с нами. На самом деле и силы, и условия были далеко не равными».

Только высокий уровень военного искусства полководцев Красной армии, хорошая подготовка отечественных военных кадров позволили ценой величайших потерь за четыре года исправить просчеты, допущенные в первые дни и месяцы войны.

Вывод из этого опыта очевиден: в вопросах военного строительства необходимо исходить из реальной оценки существующих в мире военных угроз. От этого зависит, к какой войне следует готовить Вооруженные Силы и какие задачи им предстоит решать.

Четвертый урок Второй мировой войны явственно говорит о необходимости не допускать в обществе малейших проявлений идеологии фашизма и его разновидностей.
Уроки прошлого учат: когда фашизм приобретает государственную базу для своего существования, когда в его руках оказывается мощная военная машина, фашистская власть и ее руководители начинают представлять смертельную угрозу для существования остального человечества.

К сожалению, несмотря на полное поражение фашизма во Второй мировой войне и решения Нюрнбергского трибунала, спустя полвека в ряде государств, прежде всего в прибалтийских, возродились неофашистские и экстремистские группировки и организации. И хотя их численность невелика, как правило, они связаны с могущественными кругами в политике и экономике, пытаются активно внедрять фашистскую идеологию в сознание людей, особенно молодежи. Противодействовать проявлениям современного фашизма должны прежде всего уголовно-правовые меры, а также мероприятия, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Пятый урок из опыта Второй мировой войны заключается в том, что предотвратить надвигающуюся войну могут только коллективные усилия государств и народов, усилия международных организаций. Разобщенность миролюбивых сил на Западе в целом и в самой Германии в середине 30-х годов прошлого века позволила гитлеровцам развязать войну.

Чтобы не допустить этого, державам необходимо ответственно относиться к выбору тактических и стратегических союзников в решении вопросов военной безопасности страны, региона и мира в целом.

Вторая мировая показала, что политика государств или их коалиции может быть успешной только тогда, когда она основана на взаимном доверии союзников, опирается на совокупность экономических, социально- политических, идеологических и оборонных факторов.

Шестой урок Второй мировой: победа над фашизмом была достигнута благодаря мощной экономической базе государств - членов антигитлеровской коалиции.

Например, советская экономика, усиленная позже поставками по ленд-лизу, в течение всей войны успешно обеспечивала советско-германский фронт всем необходимым.

Вывод о том, что одержать победу в любой войне, обеспечить национальную безопасность и обороноспособность государства можно только обладая мощной экономикой и мощным оборонно-промышленным комплексом, актуален и в наши дни.

Уроки Второй мировой войны не только не утратили своей актуальности спустя десятилетия после ее окончания, но и приобрели большую значимость. Сегодня они ориентируют человечество на поиски согласия во имя общих целей, на достижение единства и сплоченности, политической и экономической стабильности в мире.

Фальсификация истории Великой Отечественной войны

На протяжении всего послевоенного времени события и итоги Великой Отечественной войны неоднократно подвергались различным «ревизиям» и пересмотрам политическими и военными руководителями ряда зарубежных государств, бывшими немецкими военачальниками и т.д. Тема итогов Второй мировой до сих пор является предметом острого идеологического, научного и информационно-психологического противостояния в отечественной и мировой историографии. В этом споре нередко допускаются искажения, тенденциозность в оценке событий, а подчас и ложь.

Главным камнем преткновения стали следующие моменты: история предвоенного периода в мире, военное искусство Красной армии в годы Великой Отечественной войны, роль и значение советско-германского и остальных фронтов Второй мировой войны, потери в войне различных сторон и другие.

Псевдонаучные и псевдоисторические концепции, взгляды на эти и другие вопросы на протяжении всего послевоенного периода тиражировались в тысячах книг, статей, были отражены в телепередачах и кинопроизведениях. Сейчас подобные толкования истории, далекие от истины, в большом количестве можно встретить в глобальной информационной сети Интернет.

Их цель очевидна: выгородить истинных виновников войны, принизить вклад СССР и его Вооруженных Сил в разгром фашистского блока, очернить освободительную миссию Красной армии, поставить под сомнение геополитические итоги Второй мировой войны.

К сожалению, волна «новых трактовок» прошлого захлестнула общественное сознание и в самой России. С начала 90-х годов прошлого века в процесс переписывания истории включилась часть российского научного, журналистского и писательского сообщества. При этом основной удар наносится по сознанию молодежи, а искаженные взгляды на события Великой Отечественной войны проникли, как ни печально, даже в школьные учебники истории.

Какие же основные направления фальсификации истории и итогов Великой Отечественной войны можно выделить?

Первое направление - это намеренное преуменьшение роли и значения советско-германского фронта во Второй мировой войне и вклада СССР в Победу.

Приверженцы этой теории признают, что Советский Союз взял на себя тяжелое бремя в войне и сыграл значительную роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии. Но при этом они утверждают, что он не был главным «архитектором Победы» и лавры славы должны достаться США и Англии, якобы внесшим в дело достижения победы наибольший вклад.

Обосновывая эту концепцию, некоторые американские историки настаивают, что война стала мировой только с момента вступления в нее США, то есть с 7 декабря 1941 года, и это оказалось решающим фактором, изменившим ход Второй мировой войны. Американский военный историк полковник Э. Дюпуи (Trevor Nevitt Dupuy, 1916 - 1995) начинает свою книгу о войне с событий в Перл-Харборе и не скрывает, что цель его состоит в том, чтобы «читатель... оценил решающую роль Соединенных Штатов в победе свободного мира над силами тоталитаризма».

Для доказательства решающей роли США в победе над странами «оси» была изобретена так называемая теория «арсенала демократии». Согласно ей таким арсеналом были американская военная экономика, промышленный потенциал США, выполнявшие функции поставщика огромного количества вооружения и военной техники для всех стран антигитлеровской коалиции. Однако широко распространенная версия о том, что победа Советского Союза над фашистской Германией в значительной мере определялась поставками США по ленд-лизу, явно преувеличена. Всем известно, что за годы войны такие поставки составили лишь около 4% военного производства СССР. Кроме того, поставки осуществлялись нерегулярно, с большими перерывами.

К тому же, как справедливо отмечали английские историки Д. Барбер и М. Гаррисон, ленд-лиз «...никогда не являлся актом благотворительности... В то время как Германия контролировала континент от Ла-Манша до Центральной России, русские оставались единственными, кто вел прямую борьбу с немецкими сухопутными силами, и в собственные интересы западных союзников входило оказание им помощи».

Уже в годы войны и сразу после ее окончания американские историки рассматривали события на советско-германском фронте, не касаясь вопроса об их влиянии на общий ход боевых действий. В то же время всемерно преувеличивались результаты боевых действий американо- английских войск на различных театрах военных действий (на Тихом океане, в Северной Африке, Италии, Франции).

Так, например, американский историк X. Болдуин считает, что исход Второй мировой войны решили 11 битв («великих кампаний»). К ним он относит сражение в Польше в 1939 году, битву за Британию 1940 года, высадку десанта на остров Крит в 1941 году, битву за остров Коррехидор в 1942 году, битву за Тараву в 1943 году, десанты в Сицилии и Нормандии в 1943-1944 годах, морское сражение в заливе Лейте в 1944 году, Арденны и Окинаву в 1945 году. Из битв, выигранных Красной армией, он называет лишь Сталинградскую битву.

Разработчики «концепции решающих битв» вообще не упоминают о Московской, Курской и других величайших сражениях советских войск.

Разновидностью теории «решающих битв» является теория «поворотных пунктов», цель которой состоит в том, чтобы доказать решающую роль вооруженных сил США в достижении коренного перелома во Второй мировой войне.

Так, например, американский историк Т. Кармайкл считает, что коренной перелом в войне произошел в конце 1942 - начале 1943 года, относя к числу таких «поворотных пунктов» Эль- Аламейн, Тунис, Сталинград и морское сражение в Баренцевом море. При этом высадка усиленной дивизии американской морской пехоты на острове Гуадалканал в августе 1942 года именуется «началом контрнаступления на Тихом океане», хотя в стратегическом отношении она имела частное значение.

Существуют и другие варианты количества и названий как «решающих битв», так и «поворотных пунктов», но особо выделяется морское сражение у острова Мидуэй в июне 1942 года как «одно из действительно решающих событий войны», в результате которого потерпел поражение японский флот, но не было ликвидировано его превосходство на Тихом океане. Само сражение также не оказало серьезного влияния на общий ход Второй мировой войны.

В любых вариантах и в этом заключается суть теории, когда абсолютное большинство «решающих битв» и «поворотных пунктов» приписывается тем фронтам, где боевые действия велись англо-американскими войсками.

Искажение роли Советского Союза во Второй мировой войне тесно связано с тенденциозным определением источников и предпосылок победы Советского Союза над фашистско-милитаристским блоком. Их научный анализ зачастую подменяется вымыслами, скрывающими истинные причины успехов Красной армии.

Так, ряд немецких историков пытаются обосновать версию о том, что Советский Союз совершенно не был готов к отражению фашистской агрессии, а его победы над Германией объясняются «военным счастьем». Для объяснения причин поражения вермахта ими даже была разработана специальная теория «случайностей». К числу таких случайностей они, как правило, относят неблагоприятные для немецко-фашистских войск погодно-климатические условия Советского Союза, большую протяженность его территории, просчеты и ошибки Гитлера как политического и военного руководителя.

Также предпринимаются попытки принизить уровень советского военного искусства и духовно-нравственного потенциала народов СССР, отрицаются массовый героизм, исключительная стойкость, мужество и отвага советских воинов в борьбе с врагом.

Все эти фальсификационные теории не имеют под собой основания. Истина состоит в том, что главная тяжесть вооруженной борьбы во Второй мировой войне легла на Советский Союз и главным, решающим в ней был именно советско-германский фронт. Именно на этом фронте происходили главные битвы Великой Отечественной войны, именно этот фронт по количеству вовлеченных сил, продолжительности и напряженности вооруженной борьбы, ее пространственному размаху и конечным результатам не имеет себе равных.

Количество потерь Советского Союза в войне и цена Победы являются вторым по важности спорным моментом в толковании истории Второй мировой войны.

Так, из-за больших людских и материальных потерь СССР некоторыми историками вообще ставится под сомнение значимость достигнутой им Победы.

Под предлогом установления истины иные авторы называют свои, ничем не обоснованные цифры людских потерь и пытаются представить потери агрессора меньшими, чем они были в действительности. Тем самым они искажают историческую правду, стремятся сознательно умалить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Между тем перепроверка статистических данных, проведенная в 1988 - 1993 годах комиссией МО СССР, которую возглавлял генерал-полковник Г.Ф. Кривошеее, и данные, опубликованные в последнем уникальном справочном издании «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь» / Г.Ф. Кривошеее, В.М. Андроников, П.Д. Буриков. - М.: Вече, 2009., подтверждают ранее полученные итоги исследований.

Потери как военнослужащих, так и гражданского населения СССР в годы Великой Отечественной войны, определенные учетно-статистическим и балансовым методами, в итоге составляют 26,6 млн человек. Безвозвратные демографические потери Вооруженных Сил СССР (убито, умерло от ран и болезней, погибло в результате несчастных случаев, расстреляно по приговорам военных трибуналов, не вернулось из плена), зафиксированные штабами всех инстанций и военно-медицинскими учреждениями за годы Великой Отечественной войны (включая и кампанию на Дальнем Востоке), составили 8 млн 668 тыс. 400 военнослужащих списочного состава.

Эти жертвы были не напрасны. Это вынужденная плата за самое дорогое - свободу и независимость Родины, спасение многих стран от порабощения, жертва во имя установления мира на Земле.

Не стихают и споры вокруг версии о «превентивном» характере войны Германии против СССР.

Суть этой версии заключается в том, что в 1941 году Советский Союз якобы сосредоточил на западной границе мощную группировку своих войск и подготовил вторжение Красной армии в Европу через Германию. Тем самым он, дескать, и спровоцировал упреждающий удар Гитлера, который в целях «защиты себя и других западных стран» вынужден был начать превентивную войну против СССР.

Эта версия начала войны впервые прозвучала 22 июня 1941 года в заявлении германского посла в СССР графа Фридрих- Вернер фон дер Шулленбурга, переданном Советскому правительству, и в меморандуме, врученном министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом в этот же день советскому послу В.Г. Деканозову в Берлине уже после вторжения.

Кроме того, версию о «превентивном характере» войны нацистской Германии против СССР усиленно пропагандировали многие гитлеровские генералы в мемуарах, посвященных Второй мировой войне.

Следует подчеркнуть, что эти утверждения далеки от истины и не отражают объективную реальность. Ход событий того времени, исторические факты и документы полностью опровергают суждения о якобы вынужденном вторжении немцев на территорию Советского Союза.

Миф о «превентивном нападении» был разоблачен еще на Нюрнбергском процессе. Бывший руководитель германской прессы и радиовещания Ганс Фриче признал, что он организовал широкую кампанию антисоветской пропаганды, пытаясь убедить общественность в том, что в этой войне повинна не Германия, а СССР.

Готовя поход на Восток, Гитлер придавал большое значение не только созданию стратегических наступательных плацдармов, не только решению материально- технических, ресурсных и продовольственных проблем за счет третьих стран, но и благоприятному пропагандистскому сопровождению своих действий. Именно в недрах гитлеровской пропагандистской машины возникли мифы о «советской угрозе», о «советском экспансионизме», о стремлении СССР установить контроль над Восточной и Юго-Восточной Европой, о «превентивном» характере плана «Барбаросса», о «враждебности» советского строя малым народам, об «освободительной миссии» германского рейха на Востоке и т.д.

Легенду о «превентивной войне» разоблачает анализ содержания планов «Барбаросса», «Ост» и других многочисленных нацистских документов, извлеченных из немецких архивов. Они раскрывают тайную подготовку вермахтом нападения на СССР и свидетельствуют об агрессивной сущности планов фашизма против СССР.

Анализ же всей совокупности документов и конкретной деятельности высшего советского руководства свидетельствует об отсутствии планов превентивной войны у СССР. Ни один из более 3 тысяч приказов наркомов обороны (К. Ворошилова и С. Тимошенко) с 1937 года по 21 июня 1941 года и ни один из оперативных планов западных приграничных военных округов 1941 года не содержат и намека на подготовку к нападению на Германию. Ведись она в действительности, она неизбежно отразилась бы на постановке задач войскам, планировании боевой подготовки.

Еще один стойкий миф Второй мировой - об «экспансии» СССР на Запад, его стремлении к территориальным захватам во время освобождения стран Европы и Азии.

Предпринимаются попытки представить освободительную миссию Красной армии в странах Европы и Азии как коммунистическую экспансию, как попытку вмешаться во внутренние дела других стран и народов, навязать неугодный им общественный строй. Однако еще в самом начале Великой Отечественной войны Советское правительство подчеркивало, что целью борьбы СССР против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над страной, по и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

При вступлении Красной армии на территорию других стран Правительство СССР руководствовалось существовавшими в то время договорами и соглашениями, которые соответствовали нормам международного права.

Знание основных направлений фальсификации истории, показ их антинаучности являются залогом эффективной борьбы против искажения правдивого хода событий Второй мировой войны.

Методические рекомендации
Во вступительной части необходимо сделать акцент на том, что сегодня в огромном потоке информации часто приходится сталкиваться с фактами предвзятой трактовки истории Второй мировой войны. Главная цель заинтересованных в этом сторон - пересмотр ее геополитических итогов. На практике это прослеживается, например, в необоснованных территориальных претензиях Японии в отношении Курильских островов, по итогам войны отошедших к Советскому Союзу.

Раскрывая первый вопрос, важно отметить, что уроки Второй мировой войны важны и сегодня для предотвращения войн и поддержания в должной боевой готовности Вооруженных Сил.

При рассмотрении второго вопроса следует подчеркнуть, что подходы сегодняшних фальсификаторов истории Второй мировой войны восходят к наработкам пропагандистского аппарата Третьего рейха.

Стоит добавить, что эффективным способом противодействия попыткам фальсификации истории является широкое введение в научный оборот новых исторических документов, в том числе рассекреченных.

В заключение необходимо отметить, что для борьбы с фактами искажения истории в нашей стране при Президенте Российской Федерации создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

1. История Второй мировой войны 1939 - 1945. В 12 томах. Т. 12. - М., 1982.

2. Захарин И., Стрельников В. Уроки Второй мировой войны и основные направления ее фальсификации. // Ориентир. - 2005. - №4.

3. Гареев М. Сражения на военно-историческом фронте. - М., 2008.

4. Кульков Е., Ржешевский О., Челышев И. Правда и ложь о Второй мировой войне. - М., 1988.

Подполковник Дмитрий Самосват.
Подполковник запаса,кандидат педагогических наук Алексей Куршев
«Ориентир» 06.2011

Шамбаров Валерий Евгеньевич, кандидат технических наук, член Союза писателей России

В Монинской кадетской школе на встрече с ветеранами Великой отечественной войны один из курсантов вызвался рассказать, что он знает об этих событиях. Его рассказ может вызвать шок: «Война началась 1 сентября 1939 г., когда Сталин напал на Польшу. Вмешались немцы, так двинули, что наши драпали до Москвы. Потом американцы высадили десант в Белоруссии и выправили положение…»

Исторические фальсификации - явление далеко не новое и отнюдь не случайное. Политическое (и духовное) соперничество во все времена сопровождалось информационными войнами, и наша страна была вовлечена в такое соперничество веками.

С XIV столетия Россия боролась за свое существование с Литвой и Польшей. В XVII веке победила, завоевала лидерство в Восточной Европе, но в это же время выделился лидер Западной Европы, Франция. Вначале она боролась с Россией чужими руками, натравливала шведов, турок, в прямом столкновении Наполеоновских войн проиграла - но тут же, без какой-либо передышки, развернулось соперничество с Англией, Россия стала для нее главным конкурентом. Потом Англию сменили США.

С XIII века кроме политического, экономического, торгового соперничества, Россия приняла на себя миссию оплота и спасения мирового Православия. Тем самым она оказалась противницей и для воинствующего католицизма, и для протестантских течений, и для темных оккультных, сатанинских сект, и для атеистических партий и группировок.

Удивляться этой вражде не приходится. Ведь Сам Господь предупреждал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» (Инн, 15, 18-19).
В русле информационных войн рождались исторические фальсификации. Они кочевали из эпохи в эпоху, их перенимали у предшественников, и формировались своеобразные стереотипы, устойчивые, с претензиями на объективность. Хотя суть их всецело определялась описанным выше соперничеством. Всем противникам надо было представить Россию не иначе как в образе врага - агрессивного завоевателя, поработителя, тюрьмы народов. А русских требовалось изобразить как можно более неприглядно и карикатурно. Отсюда и производились мифы о русской дикости, жестокости, рабстве, пьянстве, невежестве, отсталости. Все ценное объявлялось позаимствованным на Западе. Россия для мировой цивилизации выставлялась не только бесполезной, а тормозом, помехой прогресса.

Типичный концентрат этих тенденций приведен в работах германского идеолога В. Хена накануне Первой мировой войны: «Души русских пропитал вековой деспотизм”, у них “нет ни чести, ни совести, они неблагодарны и любят лишь того, кого боятся… Ни один русский не может стать паровозным машинистом… Неспособность этого народа поразительна, их умственное развитие не превышает уровня ученика немецкой средней школы. У них нет традиций, корней, культуры, на которую они могли бы опереться. Все, что у них есть, ввезено из-за границы”.
Поэтому “без всякой потери для человечества их можно исключить из списка цивилизованных народов”.

Естественно, фальсификации нацеливались на граждан государств, противостоящих России, чтобы возбудить и мобилизовать их на борьбу. Но эффективными оказались и идеологические диверсии, внедрение лжи среди самих русских. Эту опасность увидел еще в XVII в. хорватский мыслитель Юрий Крижанич - католический шпион, который тоже писал негатив о России, но побывал в ссылке в Сибири, лучше узнал нашу страну, и на многое стал смотреть иначе. Он называл такую угрозу «чужебесием». “Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка и желание стать другим народом”.
Тем не менее, «чужебесие» в России утвердилось - под маркой «западничества». Оно сказалось и в исторической науке, перенимавшей иностранные взгляды и оценки, нелепые теории наподобие норманнизма. Бездоказательные и достаточно легко опровергающиеся, но, невзирая ни на что, чрезвычайно устойчивые, живущие и за рубежом, и в нашей стране до сих пор.

Отметим и такой немаловажный факт. Во всех государствах историки тщательно приукрашивали и лакировали свое прошлое. И только в России в XIX в. внедрилась мода на самооплевывание своей истории! Причем методики для этого применялись далеко не чистые. Так, о Средневековой Руси писали десятки зарубежных авторов. Писали по-разному. Но свидетельства тех из них, кто восхищался нашей страной, замалчивались. А свидетельства тех, кто хаял (хотя бы и в рамках явных информационных войн) тиражировались, пропагандировались как «общепризнанные».

Ярким примером нечестных манипуляций с первоисточниками может быть знаменитый «Домострой». По разным работам, историческим и публицистическим, кочует одна и та же цитата: “И увидит муж, что непорядок у жены… и за ослушание… сняв рубашку и плетию вежливенько бити, за руки держа, по вине смотря”. Казалось бы, неоспоримое варварство? Стоп! Обратите внимание на многоточия. В них пропущены не отдельные слова, а несколько абзацев! Возьмем подлинный текст “Домостроя”: “А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом”. Тот же смысл или несколько иной? Или он совсем-совсем иной? А слова о порке относятся вообще не к жене, а к нерадивым слугам. Я здесь не спорю, правильно это или нет, выпороть слугу, если он, предположим, ворует (может быть, правильнее отправить сразу на виселицу, как делали в Англии вплоть до XIX в.?) Но российские историки, вроде Костомарова, запустившие в оборот цитату с многоточием, читали полный текст “Домостроя”. Следовательно, совершили подлог преднамеренно. Кстати, факты подлога можно обнаружить и в переводах некоторых текстах с церковнославянского на современный русский. Спрашивается, зачем? Плюнуть в собственных предков, зато заслужить репутацию «прогрессивного», похвалы за рубежом…

Результат известен. Образованная верхушка общества, дворянство и интеллигенция, отрывалась от национальных корней. От языка, культуры, а потом и от Веры. И эта же образованная верхушка, зараженная фальсификатами западничества, воздействовала на простонародье. Все знают повесть Булгакова «Собачье сердце», но мало кто задумывался, что она близка к истине. Благородные и вроде бы порядочные профессора Преображенские и доктора Борментали в самом деле сотворили Шариковых! Но не из собак, а из простых и честных русских людей. К крестьянам, рабочим, к детишкам приходил земский учитель, инженер, агроном, врач, сеял семена атеизма и прочих «прогрессивных» учений. Стоит ли удивляться грянувшей трагедии того же дворянства и интеллигенции? Все произошло по Евангелию. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф, 18, 6).

В бурях ХХ в. в историческую науку добавилось несколько сортов идеологических фальсификаций. С одной стороны, коммунистические, очерняющие и искажающие дореволюционную действительность. Но появились и антисоветские - искажающие и очерняющие советскую действительность. А для западных держав Советский Союз оставался таким же соперником, как Российская империя, идеология играла чисто прикладную роль. Поэтому из архивов прошлых веков извлекались и перелицовывались старые фальшивки, сочинялись новые - например, в период Холодной войны срочно потребовались подделки истории Второй мировой. Политический заказ требовал превратить СССР из союзника и спасителя мира снова в чудовище, равнозначное поверженному фашизму.

Что же касается нашей эпохи, то в исследованиях и описаниях прошлого исчезли не только идеологические барьеры. Исчезли - точнее, были грубо взломаны, барьеры моральные. Барьеры совести, ответственности, элементарной порядочности. Рухнули любые сдерживающие механизмы, и потоки дезинформация хлещут на людей, как из трубы прорвавшейся канализации. В качестве основных направлений этих потоков можно выделить следующие:

1) «Классические» фальсификации, перекочевавшие из прошлых веков. Что русские - агрессоры, постоянная угроза цивилизованному человечеству, по натуре своей - темные варвары, дикари, пьяницы и т.п.

2) Те же самые русофобские фальсификации, подхваченные отечественной интеллигенцией и пересаженные на отечественную почву, породили другое направление - комплекс национальной неполноценности и самоуничижения - у нас, у русских, все не как у людей, хорошо и культурно жить мы не умеем. А за прошлое остается только каяться. Кстати - перед кем? Нет, не перед Господом! Судьями нашего покаяния приглашают быть иноземцев! Идеологических врагов, которые и осуществили описанную диверсию.

3) Получили дальнейшее развитие идеологические фальсификации, как советские, так и антисоветские. Они, вроде бы, противоположны, непримиримы. Но можно отметить любопытную особенность. Те и другие отлично укладываются в одно русло, антирусское и антироссийское. Очернители нашей истории отлично пользуются теми и другими одновременно. Опираясь на коммунистические аргументы, обгаживают царскую Россию, а для обгаживания Советской России используют аргументы оголтелых критиков коммунизма.

4) Предпочтительными целями для фальсификаторов становятся ключевые фигуры в истории России. Св. Владимир Креститель, Св. Андрей Боголюбскиий, Св. Александр Невский и др. Можно даже выявить закономерность, чем больше сделал для страны тот или иной деятель, тем гуще и настойчивее его стараются очернить.

5) Таким же образом, атакам подвергаются ключевые события отечественной истории. Приоритет в данном отношении принадлежит Великой Отечественной войне. И это тоже вполне объяснимо. Чтобы поливать клеветой Россию, надо в первую очередь затушевать и перечеркнуть самый яркий, самый грандиозный ее подвиг, спасший весь цивилизованный мир. Если не перечеркнуть, то и в остальных отношениях клевета будет плохо «прилипать», сохранятся симпатии.

6) Получили новую жизнь националистические фальсификации о порабощении русскими Прибалтики, Украины, Кавказа, Средней Азии. А также псевдонационалистические - попытки дальнейшего расчленения нашего народа. Например, признание отдельной нацией казаков, причем нацией, тоже порабощенной русскими. Разработкой этих теорий занимались еще кайзеровская Германия, потом подхватила Германия нацистская, потом их сочли полезными и подходящими американские идеологи, и сейчас плоды их совместного творчества вовсю гуляют по России.

7) Появились и теории, противоположные западничеству. Пример - евразийство. Отрицается монголо-татарское иго, ордынские ханы признаются чуть ли не русскими царями, объявляется о симбиозе Руси и азиатских народов. Теории, на первый взгляд, дружественные нашей стране, призывающие вместе противостоять общим недругам и общим клеветникам. Хотя если разобраться, получается аналог того же западничества с переменой знака. Самостоятельная роль русского народа принижается, ему предлагается модель подчинения, но не Западу, а Востоку.

8) Новым в нашу эпоху стало направление фальсификаций, вроде бы, патриотическое, прорусское - неоязыческое. Всплывают сенсационные труды о некой исконной мудрости, древнейших славянских традициях и цивилизациях. Но в действительности подобные теории также оказываются чрезвычайно опасными и разрушительными. Порождая ложные традиции, они нацеливаются на подрыв истинных традиций России, православных.

9) Наконец, появились направления «исторического терроризма», нацеленные на взрыв самого фундамента исторической науки. Самый яркий пример - так называемая «Новая хронология».

Процессы внедрения исторических подделок на современном этапе обладают определенными особенностями:
- Воздействие носит массированный и явно целенаправленный характер. Самые опасные фальшивки подкрепляются весьма солидными источниками финансирования и выплескиваются огромными тиражами, заполоняя прилавки, как было с работами небезызвестного изменника Резуна (дерзнувшего взять псевдоним «Суворов»), с работами Фоменко - Носовского.

Еще большие возможности для распространения фальшивок открывает интернет - вот тут уж изливается все что угодно. Болото интернета завлекает и топит в первую очередь молодежь.

Фундаментальная историческая наука реального противодействия фальсификациям не оказывает. Возможности ее ограничены, финансирование оставляет желать много лучшего, тиражи академических изданий мизерны. Впрочем, и сами российские историки нередко пребывают в плену фальсификаций: все тех же советских или антисоветских, или западнических. Достаточно вспомнить школьный учебник истории, где утверждалось, что поворотным пунктом Второй мировой войны являлась вовсе не Сталинградская битва, а сражение американцев с японцами при атолле Мидуэй.

Впрочем, научные методы борьбы, привычные и традиционные для прошлых эпох, теперь, как правило, не дают результатов. Фальсификацию можно опровергнуть, разоблачить, но ее продолжают распространять, как ни в чем не бывало. Определяющим фактором оказывается вовсе не логика, не доказательства правоты, а воздействие массой.

Если же обобщить все направления фальсификации, можно увидеть, к чему они ведут. Русских людей приучают к мысли, что у них не было великого и славного прошлого. Что достижениями предков и именем русского можно только стыдиться. Молодое поколение отвращают от родной истории. Дескать, ничего хорошего там нет! Вонь, грязь и позор, зачем туда соваться?

Мешанина всевозможных сенсаций и псевдосенсаций, на первый взгляд, играет обратную роль. Привлекает к себе, вызывает повышенный интерес к истории. Но в действительности она тоже отвращает. Увлекшись и наигравшись бредовыми сенсациями, народ устает от них. И охладевает к истории как таковой - если в ней все непонятно, перекраивается то так, то стоит ли лезть в эту путаницу?

Результаты удручающие. Нынешняя молодежь в своем подавляющем большинстве вообще не знает своей истории и не интересуется ею. На Всероссийских сборах военно-патриотических клубов мне довелось экзаменовать 16-17 летних финалистов исторического конкурса. Ответы способны были привести в ужас: «Какой князь выиграл битву на льду Чудского озера? - Юрий Долгорукий», «Кто сражался против Дмитрия Донского на Куликовом поле? - хан Батый», «Какой царь построил русский военный флот? - Николай II».

Если же кто-нибудь из молодых людей историей все-таки интересуется, на свалках интернета, телевидения и желтой литературы он набирается совершенно безумной фантастики. Например, в Монинской кадетской школе на встрече с ветеранами Великой отечественной войны один из курсантов сам вызвался рассказать, что он знает об этих событиях. Его рассказ вогнал ветеранов в полный шок: «Война началась 1 сентября 1939 г., когда Сталин напал на Польшу. Вмешались немцы, так двинули, что наши драпали до Москвы. Потом американцы высадили десант в Белоруссии и выправили положение…»

Что получается? А получается, что у России пытаются уничтожить её прошлое. Уничтожают саму Россию, но мало того, стараются стереть из памяти и былую державу! Стереть из памяти потомков, а значит и всего человечества. Вообще выкорчевать нашу страну с лика земли, будто её никогда и не существовало. Впрочем, прошлое неотделимо от настоящего. Если народ отрывается от своих исторических, духовных и культурных корней, он разрушается и погибает. Оторви от корней траву - она завянет и развеется ветром. Оторви народ - будет то же самое. Люди-то останутся, но их больше ничто не связывает воедино. Они больше не являются исторической общностью. Растворяются в других народах, меняют язык, веру. Или, допустим, спиваются, вымирают. Увы, история, знает такие случаи.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ НОВЫМ ПЕРЕДЕЛОМ МИРА

к. фил. н., Институт бизнеса и права, г. Череповец

E-mail: *****@***ru

В различные периоды исторического развития всегда появлялось обостренное внимание к событиям прошлого, стремление истолковать их с учетом нового видения и попытаться приспособить к интересам решения назревших социально-политических проблем, так как история - это в определенном смысле политика, опрокинутая в прошлое. Во всяком случае, все крупные историки не только описывали прошлое, но и стремились делать из него выводы и извлекать уроки для современности и будущего, размышляя о судьбах Отечества, задачах государства, историческом сознании граждан.

В течение нескольких десятилетий отечественная история пересматривается и переиначивается, чтобы дискредитировать Великую Победу и придать этому процессу историческую опору. После завершения Второй мировой войны ее события и уроки не раз подвергались различным фальсификациям политическими и военными руководителями Запада, многими историками-приверженцами идеи "холодной войны", бывшими немецкими генералами и т. д. После распада СССР не обошли тему войны, причём в негативном для него плане, и многие исследователи и СМИ Запада. Волна "новых трактовок" захлестнула общественное сознание не только постсоветских республик, но и самой России, где появились свои фальсификаторы. При этом основной удар наносится по сознанию молодежи.

Ведется активный поиск правды о войне, но вместо этого плодятся ложь и новые мифы. Особенно это касается предыстории войны, в которой существуют грандиозные нагромождения фальсификаций и основное направление их связано, прежде всего, с определением главного виновника в развязывании Второй мировой войны.

Главным виновником Второй мировой войны, с одной стороны, "назначается" Гитлер, а с другой стороны, СССР обвиняют в сговоре с гитлеровской Германией в 1939 году, а также объявляют виновником и зачинщиком Второй мировой войны. Так, многие западные историки исходят из решающей роли Гитлера в развязывании Второй мировой войны. Эта точка зрения приводится в мемуарах генералов вермахта , которые в своих послевоенных мемуарах стремились снять вину с германского генштаба и всего немецкого генералитета. Фельдмаршал Манштейн, например, уверял, будто целью генштаба в гг. было не ведение наступательной или реваншистской войн, а восстановление безопасности государства .

Другим виновником и зачинщиком Второй мировой войны считается. Так, Международный фонд «Демократия» издал сборник важнейших документов за 1941 год. В предисловии к его первому тому говорится, что никакой внезапности не было, и имел точные данные о готовившемся нападении, но пренебрег ими. Как отмечалось в различных публикациях, назывались разные сроки гитлеровского нападения (15 апреля , 1, 15, 20 мая, 15 июня). Сроки проходили, а нападения не было. Но обстановка накануне нацистской агрессии была значительно сложнее.

Известно, что до заключения советско-германского пакта о ненападении Германия в марте 1938 г. захватила Австрию, а в сентябре того же года в результате политики западных демократий по подталкиванию Гитлера на Восток состоялся Мюнхенский сговор. Гитлеру была отдана Судетская область Чехословакии. Польша, воспользовавшись специально включённым пунктом об урегулировании проблемы польских и венгерских меньшинств Чехословакии, 1 октября 1938 г. захватила входившую ранее в состав Чехословакии Тешинскую Силезию. Венгрия оккупировала юг Словакии. Своим поведением тогдашние правители Польши и Венгрии способствовали ликвидации Чехословакии, окончательный захват которой был осуществлён весной 1939 г. Тогда же был захвачен и Мемель (Клайпедский край) Литвы. Кроме того, Великобритания, Франция и страны Балтии в 1938 г. подписали с Германией аналогичные пакты о ненападении вместе с секретными дополнительными протоколами .

Суть еще одной из известных фальсификаций состоит в том, что в 1941 году готовилось вторжение СССР в Европу, и Германия, для защиты своей территории и других западных государств, была вынуждена начать войну против СССР. Как пишет в своей статье А. Барутин, версия была сфабрикована «нацистской пропагандой и запущена 22 июня 1941 г. в заявлении германского посла Шулленбурга, переданном Советскому правительству, и в меморандуме, врученном Риббентропом в этот же день советскому послу Деканозову в Берлине уже после вторжения». Этот миф о "превентивном нападении" был разоблачен ещё на Нюрнбергском процессе. Бывший руководитель германской прессы и радиовещания Фриче признал, что он «организовал широкую кампанию антисоветской пропаганды, пытаясь убедить общественность в том, что в этой войне повинна не Германия, а СССР» .

Анализ документов и конкретной деятельности высшего советского руководства перед немецким вторжением свидетельствует, что в этот период планов ведения «превентивной войны» у СССР не было. В приказах и оперативных планах западных приграничных военных округов 1941 года с 1937 г. по 21 июня 1941 г. не содержится и намёка на подготовку к нападению на Германию. Ведись такая подготовка в действительности, она неизбежно отразилась бы на постановке задач войскам, планировании боевой подготовки. Тем не менее, руководство страны понимало, какое значение имеет овладение стратегической инициативой в начале войны, и заместителем начальника оперативного управления Генерального штаба был написан документ «Соображения по плану стратегического развертывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками», который должны были подписать народный комиссар обороны и начальник Генерального штаба. Эти «Соображения…» ряд историков в течение нескольких лет пытаются интерпретировать как программу нападения СССР на Германию (так, в книге Резуна-Суворова даже называется точная дата нападения СССР на Германию – 6 июля 1941 года.). Но, как пишет В. Кожинов, в самом заглавии «Соображений...» говорится о «плане стратегического развертывания» не для войны с Германией, а «на случай войны с Германией». В четвертом абзаце документа об этом сказано еще более ясно: «…в случае нападения на СССР…». А в конце документа сказано с полной определенностью, что при «ударе противника» следует «прикрыть сосредоточение и развертывание наших войск и подготовку их к переходу в наступление» . Как следует из «Соображений…», СССР смог бы подготовиться к войне не раньше начала 1942 года. Именно не раньше 1942-го года ожидалось нападение Германии еще и в связи с тем, что она, учитывая уроки войны годов, не станет воевать на два фронта, а нападет на СССР только после победы над Великобританией, с которой находилась в состоянии войны с 3 сентября 1939 года.

Один из самых распространённых на сегодня чёрных мифов о нашей истории - это миф о непомерной цене Победы. Несостоятельными оказываются разговоры о том, что СССР якобы завалил немцев своими трупами. Советские военные потери соотносятся с германскими как 1,3: 1 и то в основном за счет истребления более 2,5 млн. военнопленных советских солдат в фашистских лагерях. В начале войны наша армия действительно понесла тяжелые потери, но в последствии она одержала множество выдающихся побед. Вспомним Сталинградскую наступательную операцию - 22 немецкие дивизии и 8 румынских были ликвидированы, и плюс огромные потери немецкой армии вне котла. А в 1944 году нашими войсками был проведён ряд блестящих стратегических наступательных операций, известных под названием «Десяти сталинских ударов 1944 года». Нельзя забывать о Берлинской операции - когда ценой жизнинаших воинов была ликвидирована более чем миллионная немецкая группировка. Берлинская операция - это удар, закончивший войну.

Таким образом, искажается не только сама история Второй мировой войны, но и дискредитируется Великая Победа. Для оправдания концепции, согласно которой все страны и народы должны жить под эгидой какой-то одной сверхдержавы, нужна переиначенная история, которая призвана внушить людям, что, если в прошлом у России ничего, кроме поражений и позора, не было, она не может рассчитывать ни на что ни сегодня, ни в будущем. Причем вся эта информационная диверсия осуществляется под предлогом поиска «правды» о войне. Но вместо этого плодятся ложь и новые мифы.

Список литературы:

1. Барутин А. Атака на Победу.//Российская газета. - №4– 30.07.2009г.

2. Гареев Великой Отечественной войны: предотвратить ее искажение и фальсификацию.//Военно-исторический журнал. - №

3. Кожинов В. Миф о 1941-м годе.//Завтра. - №4 (373) – 23.01.2001.

4. Лосев И. Кто и почему сегодня опасается правдивой истории Второй мировой войны?/ http://www. day. .

5. Шульга Е. «Непереписанная» история о «неизвестном» премьере. Пламенным борцам против «фальсификации истории» посвящается./ http :// discussiya . com /2009/09/17/ true - history .

#фальсификация #история #ложь

Любой уважающий себя народ обязательно имеет свои святыни. Для народов страны, носившей когда - то гордое имя СССР, такой святыней является память о Великой Отечественной войне. Здесь и скорбь о погибших, и гордость за одержанную победу, и понимание справедливости того дела, з а которое сражались наши бойцы.

— основная тема в современной информационной войне. Накануне празднования 70 - й годовщины Победы СССР в Великой Отечественной войне вновь набрала обороты оголтелая ложь, цель которой свести на нет беспримерный подвиг наших воинов. Попытки пересмотра итогов Второй мировой войны проводятся на самом высоком уровне. Цель одна: заполнить головы плохо информированных людей эрзац - трухой о том, как Сталин готовил нападение на Германию, да ничего у него не вы шло, оттого он и на лихом коне по Красной площади не скакал, а в это время американцы успешно решали в Европе свои геополитические задачи.

Последние годы все более заметно и нагло вбрасывается в информационное поле новые теории, якобы доказательства того, что в Великой Отечественной войне всё было не так, как представлялось в эпоху Советского Союза. Дело доходит до запредельных по своему цинизму вещей, когда, к примеру, латвийские власти преследуют бывшего партизана Василия Кононова и привечают при эт ом латышских легионеров из СС. Когда в Эстонии сносят памятник Советскому солдату, переносят его и оскверняют. А на Украине на государственном уровне делают национальных героев из б а ндеровцев. Более того, в их память сооружается мемориал.

Ярким примером же лания не просто поменять трактовку, но и кардинально переформатировать Второй мировой войны, стала недавняя резолюция парламентской Ассамблеи ОБСЕ о возложении равной ответственности за развязывание второй мировой войны на фашистскую Германию и ССС Р. В название этого документа словно в издёвку внесено понятие «воссоединение разделённой Европы». На самом деле эта резолюция всей сутью своей направлена на попрание исторической правды, на пересмотр итогов войны. Сделана попытка поставить на одну доску фашистскую Германию и СССР, возложить равную ответственность за развязывание войны на агрессора и её жертву. В продолжение этого курса предложено объявить 23 августа 1939 года, день подписания пакта Молотова - Риббентропа, «общеевропейским днём памяти жертв сталинизма и нацизма. Нельзя нам быть равнодушными к отечественной истории, к такому великому и трагическому периоду в ней Нам нечего стесняться. Для Победы в Великой Отечественной войне народ нашей страны напряг все свои силы, тысячи и миллионы героических поступков, свершений, подвигов - все это было, и нам надо это беречь. Да, как и любая история в такие грозные минуты несет в себе и некие негативные стороны, о них тоже следует говорить, говорить прямо и взвешенно.

Это важно и нам, чтобы мы учились на ошибках прошлого. Но недопустимо терпеть, когда имеют место не только отдельные попытки, но и стремление заболтать итоги великой войны и великой Победы, извратить правду. Вот об этом мы сегодня и должны говорить. В одной из га зет была опубликована статья, посвящённая Курской битв е, из её текста выясняется, что в знаменитом Прохоровском сражении немцы потеряли всего 5 танков, а Красная армия - 334. Тогда возникает законный вопрос - почему после этого гитлеровцы вместо того что бы наступать, вдруг начали отходить, а наши войска, преследуя их, вышли к Днепру, освободив город Киев? Про Красную армию, которая сокрушила Вермахт, говорят, что воевала она из рук вон плохо и чуть ли не проиграла войну. А рядом лежат книги, в которых красочно описываются подвиги фашистских фельдмаршалов, с удовлетворением тиражируются, описывается то, что, хотя германский вермахт и проиграл Вторую мировую войну, зато добился победы после 1945 года в борьбе за положительное представление о себе в глаза х общественности немецкой и международной. А как п ишется о Сталинградской битве?

Это глобальное явление с точки зрения военной науки, техники, всего и вообще политики - оказывается, Сталинград просто оборонялся и оборонялся. А то, что 22 дивизии фе льдмаршала Ф. Паулюса были пленены - этого как будто и не было. А кто такой фельдмаршал Паулюс? Это он разработчик плана «Барбаросса», это он, вышколенный полководец немецкой армии, был разбит. А кто его армию разбил? Наши полководцы - Н.С. Шумилов, командую щий 64 - й Армией и командующий 62 - ой Армией В.И. Чуйков. Английский король передал в подарок Сталинграду большой меч с надписью: « Сталинградцам - крепким как сталь. От короля Георга VI в знак глубокой признательности от британского народа » Президент США Ф. Рузвельт прислал грамоту, в которой от имени народа выражал восхищение храбростью, силой духа сталинградцев. Теперь на Западе стараются предать забвению эти факты, но из песни слов не выкинешь.

Тем не менее, в последние время в общественное созна ние упорно внедряются штампы и стереотипы, призванные «дегероизировать» ту великую войну. Чего только не узнаёшь сегодня, глядя на экран телевизора или листая страницы массовых изданий! Оказывается, Геринг и Гудериан вместе с сотнями немецких лётчиков и та нкистов учились в Советском Союзе. Весь офицерский корпус Красной Армии погиб во время чистки 1937 - 1939 годов. Советские разведчики сообщали ценнейшие сведения о предстоящем гитлеровском нападении, однако угодливо поддакивающий Сталину генерал лейтенант Го ликов клал их донесения под сукно. Перебежавший на нашу сторону в ночь на 22 июня немецкий солдат коммунист был немедленно расстрелян как провокатор.

После начала войны не ожидавший нападения Сталин впал в многодневную прострацию. Отступающие подразделения Красной Армии расстреливались из пулемёто в заградительными отрядами НКВД. Список подобных «сенсаций» можно продолжать очень долго. Некоторые из них родились ещё в недрах фашистской пропагандистской машины, другие во времена пресловутой «оттепели» 60 - х годов прошлого века. Третьи являются результатом перестроечных «разоблачений». Однако, как выясняется при ближайшем рассмотрении, все они не соответствуют действительности. Сегодня наши недруги стремятся принизить, оклеветать вклад Советского Союза в о Второй Мировой войне, стараются фальсифицировать её и переписать в свою пользу её итоги. Наш ответ этим злопыхателям и политическим конъюнктурщикам таков: основной вклад в разгром фашистской Германии принадлежит советскому народу, а становой хреб ет немецкому вермахту был сломан не в пустынях Северной Африки и не в сражениях в акватории Тихого Океана, а на советско - германском фронте.

Вооружённые силы нашей страны почти в течение 3 - х лет сражались один на один с гитлеровской Германией, а союзники СШ А и Великобритания всё время откладывали открытие 2 - го фронта и только в начале июня 1944 года высадили свои войска в Нормандии (Северной Франции), когда исход войны с Германией был предрешён благодаря нашим победам. Политика некоторых крупных деятелей США по отношению к СССР во второй мировой войне поражает двусмысленностью и откровенным цинизмом. Конгрессмен Трумэн (будущий президент США) говорил, что пусть они (СССР и Германия) в войне больше убивают друг друга, а когда они выдохнутся и обессилят, тогда мы вступим в борьбу и будем диктовать наши условия на будущее устройство мира. Другие политики утверждали, что для них было бы желательно в этой войне видеть Германию на смертном одре, а Россию на операционном столе. Однако наша победа спутала все карты за падных стратегов.

Несмотря на крупные потери огромные материальные разрушения, Советский Союз не только разгромил фашистскую Германию, но и освободил от фашистского порабощения государства Юго - Восточной Европы. Современные фальсификаторы истор ии Великой Отечественной войны часто рисуют советского солдата пушечным мясом, которым бездарные красные генералы восполняли свою профессиональную несостоятельность. Исходя из этой «логики», самые значительные победы должны были бы сопутствовать Красной Ар мии в самом начале войны, когда наши потери были наибольшими. Факты говорят об обратном. Победить в высокотехнологичной войне только числом невозможно. Другое дело, что мастерство советских военачальников, стремительно растущее по мере приобретения о пыта ведения боевых действий в новых условиях, подкреплялось фактором «икс», ставящим рационально мыслящих немецких генералов в тупик.

Массовый героизм советского народа. Какие скрытые механизмы стоят за этим растиражированным понятием? К счастью, ещё живы участники, очевидцы, фронтовики той войны. Люди, которые работали в тылу сегодня ещё живы, желаем им здоровья, долгих лет. И мы имеем сегодня роскошную для нашего поколения возможность слушать свидетельства настоящих очевидцев, а не псевдоисториков, псевдожурналисто в, псевдоучёных, которые иногда пытаются себя выдать за открывателей неких новых, никому не известных истин и пытаются сделать свою фамилию предметом обсуждения, упоминания и т.д. Сегодня в озникает закономерный вопрос - как реагирова т ь на ложь? Неужели с оглашаться? И ли все же противопоставлять факты и исторические документы, бороться за правду?

Я думаю, что мы совместными усилиями постараемся выделить главное, то, что составляет действительно историческую ценность. Победа в Велико й Отечественной войне - это достояние России, это достояние нашего народа. Русскому, российскому солдату всегда были присущи чувства высокого патриотизма, доблести и мужества, унаследованные от своих предков и прадедов. Эти боевые качества нашего солда та достойно оценивались высшими военачальниками немецкой армии. Они в своих послевоенных мемуарах отмечали, что «русский солдат остаётся отличным солдатом всегда и при всех условиях… Он терпеливо и даже с равнодушием переносит холод и жару, муки холода и ж ажду. Русский солдат любит свою матушку - Россию».

Эта оценка боевых качеств российского солдата дорого стоит, ибо она сказана представителями генералитета поверженной фашистской армии. Стойкость, мужество, преданность своей Родине в борьбе с фашистскими захватчиками являлась характерной чертой воина советской армии. Величие духа и самоотверженность проявили защитники Брестской крепости, городов - героев Москвы, Ленинграда, Минска, Сталин града, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Смоленска и других городов. Перед их незыблемой стойкостью и отвагой российские люди преклоняются и чтят их величайший героизм. Останутся в веках беспримерные подвиги гвардейцев - панфиловцев, комсомольцев « Молодой гвардии» Краснодона, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина, Николая Гастелло, Николая Кузнецова, Лизы Чайкиной - всех не перечесть. Их имена общеизвестны и останутся навек в народной памяти. Подвиг А. Матросова повторили бол ее 300 бойцов Красной армии, свыше 300 лётчиков - капитана Н. Гастелло, более 400 - совершили воздушные тараны.

За проявленную доблесть и отвагу на фронтах Отечественной войны свыше 11 тыс. получили высокое звание - Героя Советского Союза, 13 миллионо в удостоены правительственными наградами - орденами и медалями, около 15 миллионов награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» Высокую оценку в годы войны получили и труженики тыла. Многие из них награждены орден ами и медалями, 201 человек получило звание «Герой социалистического труда», свыше 16 миллионов рабочих, колхозников и представителей интеллигенции удостоены медалью «За доблестный труд в Великой От ечественной войне 1941 - 1945 гг.». Большая роль в нашей Победе принадлежит женщинам - воинам и труженицам тыла. В Отечественной войне принимали участие более 800 тысяч женщин в качестве медицинских работников, связистов, бойцов в войсках противовоздушной обороны, лётчиков, снайперов. 150 тысяч из них за подвиг и на фронте награждены орденами и медалями, а 86 - удостоены высокого звания Героя Советского Союза, четыре женщины являются кавалерами ордена Славы трёх степеней. В тылу на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве женщины составляли от 53 до 76 процентов, вместе с подростками помогали фронту своим героическим трудом.

Титанические усилия нашей страны по разгрому нацистской Германии и освобождению народов Европы от фашистского порабощения стоило нам больших жертв - 27 миллионов человек, из них 9,3 миллиона были безвозвратные потери среди солдат и на фронтах войны, остальные - почти 18 миллионов - это мирные жители. Они погибли на оккупированной территории, в поднев ольном труде в самой Германии, в ее концентрационных лагерях. В захваче нных немецкими оккупантами советских республиках и областях был введён каннибальский режим по отношению к мирным гражданам: их расстреливали и убивали, подвергали издевательствам женщин, стариков и детей за неисполнение приказаний оккупационных властей.

За связь с партизанами и оказание им помощи людей заживо сжигали, загоняя их в дома, складские помещения и даже в церкви. В концентрационных лагерях и сотнях их филиалов были физически уничтожены 11 миллионов мирных жителей. Это были настоящие «фабрики смерт и». Людей в них умер щ вляли в газовых камерах, в крематориях, морили голодом, подвергали пыткам и избиениям. Наиболее страшными из них были лагеря Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Освенцим и другие. В них убивали в основном людей славянской наци ональности и евреев. На территории СССР были создано более сотни фашистских «лагерей смерти», в которых люди умирали от голода, болезней, эпидемий. Это нечеловеческая жестокость фашистских оккупантов увеличивала в разы наши потери в Отечественной войне. Ко рреспондент английской газеты «Санди таймс» и радиокомпании Би - би - си Александр Верт, который находился в нашей стране в годы войны, в своей книге «Россия в войне 1941 - 1945» честно и объективно констатировал: «Именно советский народ вынес на себе основную т яжесть В торой мировой войны, именно он потерял в ней 20 миллионов людей.

Надо напоминать об этом Западу - ведь у многих там память коротка». Гитлер не собирался соблюдать ни Женевскую, ни какую другую международную конвенцию. Советские военнопленные не были для фашистов людьми и подлежали тотальному уничтожению с предварительным использованием на благо рейха. С самого начала войны немцы бомбили санитарные поезда, расстреливали раненых, врачей и санитаров. Не соблюдались нормы международного права и дл я жителей Чехии, Польши, Югославии. Вопреки международным правилам ведения войны, запрещающим заложничество, за каждого убитого немца в Югославии и Чехии уничтожалось от пятидесяти до ста заложников, поляков немцы заставляли воевать на Восточном фронте, хо тя и Польша, и Чехия, и

Югославия в своё время также, как и СССР подписали все необходимые договорённости. Больная идея германского нацизма заключалась в физическом уничтожении покорённых народов. Хорошо отлаженная машина по уничтожению людей только за то, что они не принадлежали к «высшей расе», работала безотходно. В дело шла не только мускульная сила ещё живых рабов. Пользу рейху приносили кожа, волосы, кости, зубы мёртвых, одежда и обувь замученных стариков, женщин, детей… Оставшиеся в живых рабы рейха должны были быть деморализованы и подавлены осознанием своей второсортности по отношению к «арийскому» господину. Те, кто стремится приравнять Сталина к Гитлеру, пусть попытается уравнять и эти две величины: 58% погибших в плену солдат Красной Армии и 13% умерших в плену военнослужа щих Германии и её союзников. Цель фальсификации истории России — в желании разобщить наш народ по надуманному национальному и/или религиозному признакам. Враги нашей страны хотели бы видеть нас кающимися в несуществующих гре хах, ведь под это дело так легко предъявлять вполне конкретные территориальные и материальные претензии. Цель современной информационной войны против России — разрушить менталитет нашего народа, уничтожить его ценности, превратить в ведомое ста до, послушно потребляющее низкосортные товары чужого перепроизводства. Каждая в отдельности фальшивка гроша ломаного не стоит и легко опровергается фактами.

Проникая в кино и в СМИ, фальсификация истории Великой Отечественной войны способна нанести не поправимый вред подрастающему поколению, и в этом её главная опасность для будущего страны. Системный психоанализ показывает, что, кроме конкретных исторических фактов, которые можно подтасовать, игнорировать или замолчать, существует базовая структура пси хического, объясняющая невозможность тех или иных событий в реальности, как бы красиво и убедительно их не преподносили ради чьей - то сиюминутной выгод В заключение подведем итоги. Победа Советского народа в Великой Отечественной войне не может принижать ся и фальсифицироваться в угоду нашим недругам, псевдоучёным и различным политическим веяниям. Эту величественную и трагическую нашей страны ХХ века нужно оценивать и анализировать строго объективно, честно и непредвзято, ибо других подходов и оцен ок она не приемлет. Мы положительно оцениваем роль Союзных держав (США и Великобритании) во 2 - ой мировой войне. Однако главный и определяющий вклад в разгром фашистской Германии принадлежит нашему российскому народу и его Вооружённым Силам.

Советско - герман ский фронт был центральным и наиважнейшим фронтом 2 - й мировой войны. Нашей П обеде мы обязаны мощной советской экономике и эвакуации тысячи заводов и фабрик на восток страны и перестройке их на выпуск военной продукции, нужной для фронта. Это обеспечило сове тское экономическое и военно - техническое превосходство над экономикой фашистской Германии. Советская военная техника - танки, артиллерия, самолеты и другие виды вооружения превзошли по своим тактико - техническим качествам немецкую технику. Крупнейшим фактор ом победы явился патриотизм и моральный дух советской армии и всего народа, стойкость и непримиримость в борьбе с фашистскими захватчиками, который проявился в массовом героизме советских воинов на всех фронтах войны. В обеспечение победы важнейшая р оль принадлежит советскому военному искусству, которое превзошло военное искусство немецкого верховного командования. Величайшие стратегические битвы под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге, Висле, Одере, Белоруссии, Берлине и многие другие заканчивали сь полной победой советских армий и разгромом немецко - фашистских войск, что имело огромное военно - политическое и моральное значение, способствовало укреплению уверенности воинов нашей армии в окончательной победе над фашистской Германией. И, наконец, тыл и фронт были едины, они сплотились в боевой лагерь для победы над смертельным врагом.

По своим масштабам наша Победа имеет огромное всемирно - историческое значение. Она оказала глубокое влияние на весь ход послевоенного мирового развития: способствовала мощн ому подъёму национально - освободительного движения, привела к крушению колониальной системы империализма, возникновению государств новой социалистической общественно - экономической формации - провозвестников перехода мировой истории к будущему высшему прогре ссу человеческого общества. Если почтить минутой молчания каждого погибшего во Второй Мировой войне, то на земле на целые сто лет воцарится тишина. Вдумайтесь в эти цифры! Помните о павших и тех, кто еще жив! Только светлая память об этих людях, толь ко жизнь по примеру их патриотизма, жертвенности и нравственности может спасти нас от повторения ошибок прошлого. Именно для того, чтобы эта память жила в сердцах еще многих поколений, чтобы цифры о погибших не казались нашим детям и внукам рассказами о че м - то далеком и почти мифическом, мы обязаны рассказывать о Великой Отечественной войне.

Синякина Л. И., учитель истории и обществознания МБОУ «Адашевская СОШ»



Вам также будет интересно:

Как научить своего ребенка писать изложение
Работа ОГЭ по русскому языку начинается с написания сжатого изложения . Существуют разные...
Сапегин александр павлович
Текущая страница: 1 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 19...
Необыкновенные явления Природы
Удивительные вещи порой создает природа. Феномены природных явлений удивляют и восхищают. И...
К чему снятся Уши во сне, сонник видеть Уши что означает
Или озадачит. Если же во сне большие уши будут принадлежать вам и вы увидите их в зеркало...
Лечение насморка у будущих мам пиносолом Пиносол от насморка при беременности
Наверное, каждый из нас хоть раз сталкивался с заложенностью носа, и знает, какой это...