Чем отличается понятие образованность и ученость. Авиационный кадетский корпус & лётная школа (училище)

Одна из самых смелых, интересных и заслуживающих внимания книг по экономической политике была издана в 2003 г., причем ее автор - не экономист. Элисон Вульф - профессор, она преподает педагогику в Лондонском университете. Мало кто из научных работников такого уровня осмелился бы написать книгу, ставящую под сомнение тот самый миф, с которым возможно больше всего носятся политики: миф о том, что уровень образованности общества является ключом к его экономическому процветанию.

Тем не менее, именно на эту священную корову посягнула автор книги « » (Alison Wolf. ). В книге главное место уделяется ситуации в Великобритании, где премьер-министр Тони Блэр обозначил три приоритетных направления деятельности своего правительства: «образование, образование, образование». Однако доводы и заключения автора чрезвычайно существенны и актуальны не только для этой страны.

Если говорить о конкретных людях, то, как показывают рассмотренные в книге факты, образование - т.е. «надлежащая квалификация в надлежащей области, полученная в надлежащем учебном заведении», - безусловно, имеет значение (что неудивительно). Более того, в наше время образование значит гораздо больше, чем когда-либо. Те, кто не доучиваются в школе или не получают среднего образования, вероятно (и вероятность эта все больше растет), будут мало зарабатывать. Людям без институтского диплома, а в некоторых случаях и без диплома хорошего университета, все чаще выпадает та же горькая участь. Иначе говоря, конкретному человеку быть образованным очень выгодно. Однако нужно ответить и на другой вопрос, который особенно актуален для стран, где система образования (включая высшее) финансируется государством: какая выгода от образованности государству в целом?

Как утверждается в книге, эта выгода гораздо меньше, чем можно предположить. В частности, повышение уровня образованности не обязательно способствует экономическому росту, как безосновательно считает большинство политиков (и экономистов).

По поводу необходимости начального и среднего образования вряд ли могут возникнуть какие-то сомнения. Жизнь в современном обществе требует высокой грамотности и элементарных математических познаний. Те, кто уходят из начальной или средней школы, не получив таких знаний, становятся обузой для общества и окружающих. И, самое главное, современному обществу необходимы превосходные университеты, которые выпускали бы достаточное, но не слишком большое количество специалистов, способных заниматься исследованиями и работать по специальности как врачи, инженеры и ученые. В более широком смысле, образование способствует (или может способствовать) приобретению квалификации и навыков, которые повышают производительность труда. Можно предположить, что, когда производительность труда в обществе повышается, то и само общество становится производительней.

В чем же тогда проблема? Если все вышесказанное правда, то почему бы тогда обществу не выигрывать экономически от повышения уровня образованности? Однако есть одно важное «но»: образованность - вещь относительная; образование само по себе не может гарантировать высокой зарплаты; суть в том, чтобы быть образованней других. Получение образования - это, в некотором смысле, гонка: если каждый будет бежать быстрее, это может быть хорошо само по себе, но это не означает, что большее количество человек сможет прорваться на вершину, где обитают лучшие 10%. Таким образом, значительная доля сверхусилий может быть затрачена впустую. И следует помнить об этом, оценивая выгоду, которую сможет получить общество, повысив затраты на образование.

Книга Вульф замечательна тем, что обращает внимание читателя не только на этот очевидный, хотя и важный факт, но и на опасности, связанные с нынешней одержимостью идеей об образованности и экономическом росте. Одна из этих опасностей в том, что, если бездумно заниматься повышением образованности, то связь образованности с экономическим ростом может быть ослаблена. Другая в том, что чрезмерная озабоченность экономическим ростом сужает и искажает представление общества о том, что такое, собственно, образованность.

В Великобритании, как и во многих других странах, упор на экономику вылился в одержимость количественными показателями: правительство хочет, чтобы как можно больше людей училось в университетах, и проводит свою финансовую политику соответствующим образом. И похоже на то, что количественный рост привел к ухудшению качества университетского образования. Это одна из потерь. Кроме того, привлечение массы преподавателей в высшую школу плохо сказывается на средней школе, откуда начинают уходить лучшие учителя. Но хуже всего, наверное, то, что ведущие университеты начинают ощущать нехватку ресурсов. В результате они больше не могут так же хорошо, как раньше, готовить самых блестящих студентов, которым предназначены ведущие роли на переднем фланге науки и техники.

Почему же происходит отток ресурсов из элитных университетов? Такое может показаться маловероятным, особенно если правительство убеждено, что образование - залог экономического роста. Однако опыт свидетельствует об обратном. Чем больше усилий затрачивается на привлечение студентов в университеты, тем сильнее нехватка средств в образовательной системе в целом, ведь государству нужны средства на проведение своей образовательной политики. Кроме того, когда правительство решает облегчить доступ в высшие учебные заведения - обычно за счет налогоплательщиков, - ему становится сложно на политическом уровне оказывать предпочтение ведущим университетам. Ведь так вся затея может утратить свой эгалитарный пафос. Таким образом, лучшие университеты оказываются в стесненном положении, и одно из главных связующих звеньев между образованностью и экономическим ростом попадает под удар.

Итак, позиция «образование, образование, образование» оставляет желать лучшего. Но в любом случае, настаивает автор книги, образование - это больше, чем экономика. Последствия пропихивания большого количества людей в университеты окажутся разочаровывающими не только в экономическом плане. Из-за того, что этот процесс вызван губительной озабоченностью экономическим ростом, он затронет и другие аспекты жизни общества, которые, как считается, этому росту не способствуют. «Наши недавние предки, - заключает автор, - которые жили значительно беднее нас, ставили перед образованием другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные. Пренебрегая этими задачами, мы обедняем самих себя».

Существуют два очень близких понятия - образование и образованность. В чем специфика их понимания?

В чем специфика понимания образования?

Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем - тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, - навыков, связанных с их применением.

Еще один важный аспект - востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.

Образование может быть получено человеком:

  1. посредством посещения специализированных учреждений - школ, средне-профессиональных заведений, вузов;
  2. посредством обучения на онлайновых курсах (как по записям, так и в режиме вебинаров);
  3. посредством самостоятельного обучения - по книгам, тем же онлайновым источникам;
  4. в порядке индивидуальных коммуникаций с носителями знаний и навыков - наставниками, тренерами, консультантами.

Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях - умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.

Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение - например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.

Образование - это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание - это определяет сам человек.

В чем специфика понимания образованности?

Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность - это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный - но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.

В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата - то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования - или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании - в вузе.

Образованность - важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.

Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера - полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток - он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены - но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.

В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения - в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.

Сравнение

Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй - некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека - настолько фундаментальной будет и его образованность.

Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.

Во вселенной каждую минуту происходят миллионы событий, и каждое из них может перевернуть мир. Мы люди и каждый живет в своем эго, но любой не случайно родился. У каждого есть свои задачи в этом мире и на их исполнение дается жизнь. Часто мы не доходим до света, а останавливаемся в середине коридора жизненного пути и пытаемся отыскать истину в потемках, отгораживаемся от мнения и помощи других людей из-за своего эгоизма. Но в любом деле нам нужно вдохновение. Его дают люди и их творения. Главное держать мир вместе и не важно, что все мы разных национальностей, живем в разных странах и говорим на разных языках. Ведь все эти формальности придумали мы сами. Мы разные, но истина одна. Люди рассуждают о происходящем в пространстве боясь заглянуть внутрь себя и найти эту истину. И именно вдохновение сотрет созданную нами же черту. Полет мыслей безграничен, а ведь это наш маленький мир каждого.

Но благодаря чему мы способны выбирать свою цель в жизни? Из чего состоит этот мир каждого человека? Ведь что-то же заложено в его базу. И это что-то - это то, с помощью чего мы развиваемся. Мы читаем книги, следим за научными открытиями, то есть все время находимся в потоке информации, который не прекращается. Поток информации разный и наше сознание фильтрует его в зависимости от того, какая именно информация подходит нам. Таким образом, мы выбираем себе интересы, изучаем качества, которых хотели бы достичь, ставим цели. Это называется образованием. Ведь мы живем в веке информации, поэтому постоянно узнаем что-то новое.

Ошибочно ограничить определение понятия «образование» школой или университетом, потому как эти этапы в нашей жизни не дают нам практической части. А вызубрив теорию, мы ступаем за порог учебного заведения и понимаем, что здесь жизнь бурлит живым потоком, а не замкнутым кругом информации, накопившемся статистикой за несколько лет.

Еще следует отметить, что образованием именуется то, что непосредственно приобрел сам человек из той образовательной системы, которая была ему предложена. Поэтому образование можно делить на 2 ветви: как процесс, то есть то, что проходят все люди независимо от полученных конечных результатов, и как законченное действие, которое уже имеет свои плоды и результаты видны на лицо. Такого человека называют образованным. А почетное звание образованного человек заслуживает в том случае, если он не только владеет каким-то объемом информации, но и умеет ею оперировать и подвергать анализу и обдумыванию, а не простому принятию ее, как должное.

В отличие прошлых веков, наш век - это время свободной информации, поэтому каждый может получить образование или быть образованным - это уж как кому интереснее.

ОБРАЗОВАНИЕ или ОБРАЗОВАННОСТЬ?

Левакова И.В.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Образованный человек и человек, который имеет высшее образование – это два разных понятия в русском языке. Почему эти понятия не идентичны? Недаром русский язык называют великим и могучим, он способен передать не только информацию, но также оттенки, иронию, иносказание и многое другое. Понятие «образованный человек» было заменено понятием «человек с высшим образованием» или «человек, имеющий диплом о высшем образовании» скорее всего, в советские времена. Почему? Потому, что иметь - не значит быть. Возможно, это есть результат нашей системы образования, которую мы до сих пор считаем одной из лучших в мире.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же мы так плохо жили? Мы все прекрасно знаем, что деньги вкладывали в военно-промышленный комплекс, в развитие науки, в освоение космоса. Где же результат? Приоритет в освоении космоса за нами, но у нас нет ни конкурентоспособных технологий, ни конкурентоспособной военной техники. Отсутствие результата вряд ли можно объяснить тем, что наши ученые настолько бездарны, что несмотря на огромные затраты, не смогли создать ничего стоящего.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему же у нас всегда была (и остается на сегодняшний день) низкая производительность труда? Вряд ли это можно объяснить тем, что все мы мало работаем.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему советские студенты не протестовали против существующего тоталитарного режима? Студенчество всегда считалось самой прогрессивной частью общества. Студенческие волнения будоражили царскую Россию, происходили и происходят во многих странах мира, а в нашей стране студентов почему-то все устраивало и устраивает. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша молодежь самая инертная и пассивная часть общества.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему целый народ облапошили в «эпоху перестройки»? Образованные люди с упоением читали разгромные статьи в журналах и делились впечатлениями об увиденном по телевизору, а пока они были заняты обсуждением того, что творилось в стране полвека назад, страны не стало, «национальную собственность» поделили по справедливости и начался период «шоковой терапии». Образованные люди восприняли все как должное, убеждали себя и друг друга в том, что «другого пути не дано», начали вписываться в «рыночные отношения», забыв про свое «лучшее в мире образование» и пытаясь заниматься челночно-кооперативным бизнесом. Вряд ли это можно объяснить тем, что наша интеллигенция неспособна самостоятельно мыслить и реально оценивать действия власти.

Если наша система образования была лучшей в мире, тогда почему мы не знаем иностранного языка? Мы учим иностранный язык в школе, в институте. Язык мы изучаем примерно лет десять, а говорить не умеем, в лучшем случае «читаю и перевожу со словарем». Приезжаем в другую страну и наблюдаем, что малообразованные торговцы в магазинах и официанты более или менее свободно изъясняются по-английски, а мы не можем. Вряд ли это можно объяснить тем, что мы самый неспособный к языкам народ.

Список вопросов можно продолжить до бесконечности. Конечно, недостатки нашей жизни нельзя объяснить исключительно пороками системы образования, но хотелось бы, чтобы исчезло понятие «человек с высшим образованием» и осталось понятие «образованный человек».

В преамбуле Закона РФ «Об образовании» сказано, что «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Образование – это не только получение «знаний, умений и навыков», но и воспитание, причем воспитание имеет приоритетное значение.

Возможно, те вопросы, которые остались без ответа, возникли из-за того, что воспитание в рамках нашей системы образования ставило и ставит своей целью воспитание не свободно мыслящего человека, а человека-марионетки. Такая марионетка неспособна самостоятельно мыслить, следовательно, неспособна к творчеству, протесту, она живет по навязанным кем-то стереотипам. Стереотипы могут быть разные. Можно работать ради того, чтобы строить светлое коммунистическое общество, а можно работать ради того, чтобы зарабатывать деньги и потреблять, потреблять, потреблять… В конечном счете, это неважно. Важно то, что образованный человек жизненные приоритеты определяет сам, а человеку с высшим образованием они навязываются сверху и он их безропотно принимает, как аксиому. Так стоит ли утверждать, что существующая система образования является одной из лучших в мире?

Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».

Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим

В чем разница

Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.

Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).

Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.

Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.

Процесс и результат

Среди педагогов также существует версия, что образование – это процесс, а образованность – результат. Версия, конечно же, имеет право на существование, но с ней трудно согласиться на все сто процентов. Ведь, если образование – это процесс, почему он воспринимается многими как результат? «Получить образование», «я получил образование», «у меня теперь есть образование» - знакомые каждому фразы, которые заставляют усомниться в данном варианте толкования понятия. И, напротив, образованность – скорее не результат, а состояние, в котором человек находится. Вместо «я получил образованность» мы говорим «я стал образованным», «я образован», воспринимая образованность как новое, улучшенное состояние человеческого «я», его сознания и совокупности мыслей.

Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.



Вам также будет интересно:

Журнал playboy в ссср и россии
В России журнал Playboy начал издаваться в июне 1995-го, и его обложка была верхом...
Лингвист милостью божьей
Is academician A.A. Zaliznyak a dilettante?Академик А.А. Зализняк - любитель?В.А.Чудинов...
История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с еще более кратким прогнозом на будущее
Виталий Ашер История человечества как результат развития желаний Размышляя над разгадкой...
Синдром дырявого кишечника - Candida и аутоиммунные заболевания Аутоиммунные заболевания жкт у детей
Иммунная система нашего организма – это сложная сеть специальных органов и клеток, которые...
Как научить своего ребенка писать изложение
Работа ОГЭ по русскому языку начинается с написания сжатого изложения . Существуют разные...