Европротокол: плюсы и минусы. Европротокол в Украине: плюсы и минусы Как действовать после ДТП при оформлении Европротокола

С 1 марта 2009 года вступили в силу изменения к статье 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО), согласно которым владельцам транспортных средств при определенных условиях предоставлено право оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно, без участия уполномоченных на то сотрудников милиции (упрощенное оформление ДТП или Европейский протокол).

    Возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции может быть реализована при наличии одновременно следующих условий:
      1. В ДТП участвовало только два транспортных средства;
      2. Ответственность владельцев транспортных средств застрахована по договорам ОСАГО;
      3. В результате ДТП пострадало только имущество;
      4. Разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда, а также по поводу перечня видимых повреждений транспортным средствам между участниками ДТП отсутствуют.

Таким образом, при соблюдении перечисленных условий водители имеют право оформить документы о ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Обстоятельства происшествия водители должны зафиксировать в извещениях о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)).

На первый взгляд все выглядит весьма заманчиво: наконец-то водители избавлены от многочасовых ожиданий прибытия сотрудников ГИБДД на место ДТП. Однако, на практике с реализацией Европротокола не так все просто.

Первая проблема – это заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии

Надлежащим образом оформленное извещение о ДТП необходимо для получения страхового возмещения (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Часто задают вопрос, где взять европротокол?

Ответ содержится в пункте 7 статьи 11 Закона об ОСАГО: бланки извещений должен выдавать страховщик.

Бланки извещений о ДТП были утверждены Приказом МВД от 23.05 2008 года № 449. На сегодняшний день, а точнее с 1 апреля 2011 года согласно Приказу МВД от 01.04. 2011 года № 155 «Об утверждении бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» действуют новые бланки извещений. При этом до 1 апреля 2012 года наряду с бланками извещений нового образца будет действовать и бланки извещения о ДТП, изготовленные ранее.

Проблема заключается в сложности оформления извещения. Малейшее отступление в порядке его заполнения может повлечь за собой отказ страховщика в выплате страхового возмещения.

При заполнении извещения особое внимание необходимо обратить на оформление схемы ДТП (п. 17 Извещения о дорожно-транспортном происшествии).

В настоящее время действуют «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции», утвержденные Решением Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Указанные Правила содержат схемы наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий с участием двух автотранспортных средств.

15 февраля 2012 года Президиумом РСА было утверждены Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции. Документ разъясняет, какие действия следует предпринять водителям, попавшим в ДТП, также в документы приведены общие рекомендации по заполнению Извещения о ДТП.

Внимание к правильному оформлению схемы дорожно-транспортного происшествия связано, прежде всего, с тем, что страховая компания именно по схеме, составленной участниками ДТП, будет определять виновного.

Одним из последствий применения европротокола является ограничение по размеру ущерба, подлежащему возмещению страховой компанией. Согласно п. 10 статьи 11 Закона об ОСАГО размер страховой выплаты при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии не может превышать 25 тысяч рублей. И здесь возникает еще одна проблема: как на «глаз» определить размер ущерба? Кроме этого, помимо видимых повреждений ведь могут быть и скрытые неисправности. По мнению ряда специалистов должно быть разработано справочное пособие, заглянув в которое можно было бы определить стоимости ремонта каждой детали на машинах разной ценовой категории. Поэтому, если, по мнению водителя, стоимость восстановительных работ явно превышает сумму в 25 тысяч рублей – необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и оформить документы в обычном порядке.


Еще одной помехой на пути реализации упрощенного порядка оформления документов при ДТП без участия сотрудников ГИБДД, является наличие у виновника аварии полиса КАСКО. При наличии такого полиса вызов сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия является обязательным, поскольку отсутствие справок от компетентных органов может привести к отказу со стороны страховой компании в выплате страхового возмещения (и в том случае, если соблюдены все условия, предусмотренные для европротокола).

Таким образом, несмотря на то, что изменения, внесенные в Закон об ОСАГО, казалось бы должны были облегчить жизнь автолюбителям, на самом деле вызвали ряд затруднений с их реализацией на практике. Поэтому, прежде, чем остановиться на выборе европротокола, необходимо быть твердо уверенным, что с составлением извещения о ДТП не возникнет проблем, а также в том, что сумма причиненного ущерба составляет менее 25 тысяч рублей. Указанные рекомендации позволят избежать судебных разбирательств со страховыми компаниями.

Обновлено 2018-09-26 Опубликовано 2012-09-30

Сегодня в больших городах население ежедневно сталкивается с проблемами огромных пробок на дорогах из-за того, что автомобили, которые попали в незначительные ДТП, должны часами ждать сотрудников ГАИ для оформления происшествия. Это создает массу неприятностей и водителям, и простым гражданам, которые вовремя не могут добраться на работу или домой. Частично разрешить проблему может введение в Украине европротокола. Европротокол поможет разгрузить дороги, так как водителям не придется долго ждать ГАИ на месте аварии, если она незначительна. Европротокол - это также возможность для потерпевшего в результате ДТП обратиться за возмещением убытка в свою страховую компанию, а не в компанию причинителя вреда, как это было ранее.

Фото: PHL По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП

По своей форме и сути европротокол - это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но, вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их. Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему "каким образом вы попали в аварию?" придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция, или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.

Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, - сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол - на английском, в Испании - на испанском, в Украине будет на украинском языке и т.д.

Кстати, в соседней России, где европротокол появился раньше, используется французская модель. Во Франции водители-участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть, в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).

Фото: PHL Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим

Европротокол составляется и подписывается на месте ДТП страхователем и пострадавшим, в нем должно быть изложено общее видение страхователя и пострадавшего относительно обстоятельств ДТП и схема этого происшествия.

У потерпевшего есть выбор: обратиться в страховую компанию виновного в ДТП или к своему страховщику. Если прямой страховщик откажет в прямом возмещении убытков, потерпевший будет иметь возможность обратиться в страховую компанию виновника. При этом, условия обращения в страховую компанию прямого страховщика оговорены законом об ОСАГО. Прямое урегулирование возможно, если вред причинен только имуществу, а ДТП произошло с участием двух застрахованных транспортных средств. Во всех иных случаях потерпевший должен по-прежнему обращаться в компанию виновного в ДТП.

Польза для ГАИ и водителей от введения европротокола будет обоюдная. Европротокол даст возможность потерпевшим в результате ДТП договориться о возмещении ущерба без участия представителей Госавтоинспекции, что позволит урегулировать происшествие в более короткий срок. В то же время, оформление ДТП без участия ГАИ позволит потерпевшим избежать административной ответственности, которая сейчас наступает практически во всех случаях.

По данным ГАИ, в 2009 г. зафиксировано 230 тысяч ДТП. Только 30 тысяч из них - это случаи с потерпевшими, которые требуют вмешательства со стороны государства. Оставшиеся 200 тысяч ДТП - это имущественные споры, которые могут урегулировать страховые компании.

Причин задержки с введением европротокола несколько. Первая - недостаточная популярность ОСАГО среди водителей, что исключало возможность полюбовного решения проблемы при ДТП. Вторая - сопротивление ГАИ. Хотя официально Госавтоинспекция всячески поддерживает идею урегулирования вопросов по мелким ДТП без своего участия, но неофициально это может повлечь за собой сокращение штата автоинспекции. Также снизятся показатели по штрафам, поступления за выдачу справок. Третья - неготовность украинских страховых компаний. С введением прямого урегулирования убытков страховой рынок должен быть готов к скачку убыточности по этому виду страхования. Страховые эксперты прогнозируют также увеличение количества случаев страхового мошенничества на рынке примерно на 10%. С введением европротокола страховым компаниям придется задуматься о возможностях оптимизировать расходы на ведение дел по ОСАГО. Одним из таких методов могло бы стать введение бездокументарного оборота полисов по ОСАГО. Это могло бы сэкономить страховщикам расходы на ОСАГО приблизительно на 25%. Но для этого нужно обеспечить безупречную работу централизованной базы данных МТСБУ.

Фото: PHL В России европротокол не прижился совсем

Однако, даже, если европротокол будет введен в Украине, неизвестно как он здесь приживется. В России, к примеру, он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был портфель с важными документами и деньгами и пострадал, то без ГАИ по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.

Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же, европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.

Так что для Украины, несомненно, положительным моментом является то, что уменьшится количество заторов, так как участники ДТП не будут тратить время на ожидание приезда сотрудников ГАИ. Но есть и целый ряд отрицательных моментов. Например, у наших людей другая, по сравнению с гражданами Европы, ментальность, и потому неизбежно возрастет количество случаев мошенничества, при этом сводится на нет возможность страховых компаний реализовать свое право регресса, предусмотренное ст. 38 Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".

Термин «Европротокол» известен автолюбителям в России, Украины и других стран СНГ уже много лет.

Впервые такой документ появился в Европе, где оформление аварий без привлечения полиции применяется давно.

Если характеризовать Европротокол с нескольких сторон, то здесь стоит выделить два определения:

  1. Европротокол — бланк, выполненный в специальной форме и представляющий собой Извещение о дорожном происшествии на дороге с участием транспортных средств. Заполняют документ сами участники ДТП. Оформленный по правилам Европротокол — гарантия получения пострадавшей стороной страховой компенсации .
  2. Европротокол — система оформления ДТП, позволяющая водителям оформлять бумаги на месте аварии и не привлекать при этом сотрудников ГАИ. Сегодня Европротокол — основание для получения выплат по ОСАГО.

Какие ДТП оформляются при помощи Европоротокола?

Чтобы Европротокол был действителен и позволял получать выплаты по ОСАГО, обязательно соблюдение следующих требований:

  1. В ДТП не должно быть физически пострадавших сторон.
  2. В аварии задействовано два автомобиля (без учета прицепов). Если в ДТП попало одно транспортное средство или больше двух, то привлечение сотрудников ГАИ обязательно.
  3. Другому имуществу (в том числе и государственному) не нанесено вреда.
  4. У обоих автолюбителей, которые оказались в центре событий, есть полис ОСАГО, а сами водители вписаны в них.
  5. Обе стороны согласны с интерпретацией произошедшего события и повреждений автомобилей.
  6. Водители-участники сознательно идут на оформление аварии без привлечения службы ДПС и оформляют событие сами.

Стоит отметить, что оформление Европротокола ОСАГО обязательно при согласии двух сторон. Сомнения в обстоятельствах ДТП или вины другого водителя — причина вызвать сотрудника автоинспекции для оформления протокола по стандартной форме.

В чем нюансы бланка?

Европротокол представляет собой бланк, подготовленный для заполнения участниками событий на дороге.

В него вносится информация о дорожно-транспортном происшествии, числе раненых или погибших, данные автомобилей и участников событий.

Также прописываются обстоятельства аварии, характер повреждений транспортных средств, сведения о страховой компании ОСАГО и ТС, которые косвенно или непосредственно участвовали в событиях.

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ О ИЗВЕЩЕНИИ ДТП —

СКАЧАТЬ БЛАНК О ИЗВЕЩЕНИИ ДТП —

Где выдается?

Бланк Европротокола выдается в компании-страховщике при оформлении очередного полиса ОСАГО.

Если такой бланк выдан не был, то его можно взять отдельно. Для этого стоит обратиться в страховую компанию с соответствующей просьбой.

В крайнем случае, извещение доступно в интернете для скачивания. Минус в том, что у скачанного бланка нет самокопирующейся функции, и придется заполнять два варианта протокола отдельно.

Есть мнение, что разрешено использование только того варианта Европротокола, который был выдан страховой компанией. Но это не так.

Опция самокопирования не обязательна. Просто водителям придется заполнять два протокола вручную, что займет больше времени.

Кроме этого, присутствует риск отказа страховщика в совершении выплат в случае предоставления «постороннего» Европротокола. Тогда придется доказывать свои права через суд.

Преимущества и недостатки Европротокола

Несмотря на позитивность нововведения, у Извещения есть плюсы и минусы.

К преимуществам стоит отнести:

  1. Экономию времени водителей, которые оказались в неприятной ситуации. В случае вызова сотрудников ГАИ последних приходится дожидаться до 3-5 часов, что заставляет здорово понервничать и потерять массу времени.
  2. Процедура получения денег в страховой компании по ОСАГО проще (при условии соблюдения правил оформления, о которых пойдет речь ниже).
  3. Появляется шанс договориться с другим участником ДТП, заполнить протокол и разъехаться по делам.

Недостатки оформления Европротокола заметны не сразу, а уже по факту оформления страховых выплат ОСАГО.

Здесь стоит рассмотреть следующие ситуации:

  1. Автомобили ударились бамперами и на первый взгляд повреждения небольшие. Но при посещении СТО обнаруживается, что кроме бампера пострадали и другие механизмы — нарушена целостность крепления бампера, поврежден , поломан крепеж фары и так далее. В такой ситуации объем ущерба выше, и проблемы начинаются у всех — виновника, так и у пострадавшей стороны.
  2. В случае аварии и оформления Европротокола виновная сторона обязана сообщить о возникшей ситуации страховщику. Если за 5 дней это сделано не было, то СК имеет формальное право предъявить виновной стороне регрессивные требования. Это значит, что средства будут стягиваться не со страховой компании, а из кармана участника ДТП.
  3. При оформлении Европротокола и обращения с ним в СК обратного пути уже нет. Так что перед окончательным принятием решения стоит взвесить «за» и «против».
  4. Бывают ситуации, когда приехал инспектор и, глянув на повреждения, заставил оформлять Европротокол. Впоследствии пострадавшая сторона направляется в СК, где оказывается, что ущерб превысил допустимую норму. Чтобы избежать таких проблем, нельзя слушать инспекторов, ведь они не способны в полном объеме оценить уровень повреждений автомобиля.
  5. При неправильном заполнении Европротокола или, когда стороны не поставили свои подписи, бумага признается недействительной, и получить по ней компенсацию уже не удастся. Бывают ситуации, когда виновная сторона умышленно «ошибается», поэтому каждый шаг стоит контролировать лично.

Условия оформления аварии и обязательства виновной стороны

Главные условия оформления с применением Европротокола следующие:

  1. Чтобы на втором экземпляре отпечаталась необходимая информация, заполнение должно производиться с помощью шариковой ручки. Применение карандаша или гелиевой ручки запрещено (такие надписи со временем стираются).
  2. Почерк заполнения должен быть разборчивым, а буквы желательно делать печатными.
  3. Данные вносятся внимательно. Помарки и исправления в записях нежелательны.
  4. При отсутствии места на бланке стоит использовать еще один лист бумаги. В этом случае на основном Европротоколе делается пометка о наличии приложения. На чистом листе бумаги сверху пишется «Приложение» с указанием лица, которым оно было оформлено.

При оформлении Европротокола у виновника аварии есть ряд обязательств:

  1. Участвовать в заполнении Извещения о ДТП с пострадавшей стороной.
  2. Вносить на своем листе Европротокола необходимую информацию (на обратной стороне).
  3. Направить личный экземпляр в страховую компанию (адрес, по которому производится отправка, указан на полисе). Срок отправки — до пяти суток с момента аварии. Лучше — раньше.
  4. Не делать ремонт и не утилизировать машину на протяжении 15 суток (без учета праздников) с момента аварии. Это требуется, чтобы дать возможность СК осмотреть транспортное средство и оценить объем повреждений.
  5. Предъявить автомобиль страховщику к осмотру в срок до пяти суток (если требуется).

Лимиты и ограничение платежей

При оформлении Извещения стоит учитывать ряд ограничений в отношении выплат.

Так, если ДТП оформляется без привлечения сотрудников автоинспекции, то сумма к выплате составляла 25 тысяч рублей.

С августа 2015 года были внесены изменения в Закон об ОСАГО, и объем выплат по Европротоколу повышен до уровня 50 тысяч рублей.

Последовательность оформления Европротокола и правила заполнения схемы ДТП.

Извещение заполняется в следующем порядке:

  1. При оформлении используется только шариковая ручка (об этом уже упоминалось выше).
  2. В заполнении извещения участвуют оба водителя. При этом каждый вносит информацию в персональную колонку. При этом какую из колонок выберет каждый из водителей, не имеет значения.
  3. Оборотная сторона заполняется каждым участником (виновником и пострадавшим) по отдельности. На лицевой стороне содержится общая информация — дата, место и время аварии, информация об участниках событий. Кроме этого, приводятся данные о страховщиках, свидетелях, характере повреждений, обстоятельствах аварии и так далее.

Особое внимание стоит уделить пункту 14, где указывается список и нюансы повреждений, полученных автомобилем. Здесь важно быть кратким и четко формулировать дефекты. Разрешается использовать такие термины как деформация, царапина, вмятина и прочие.

В пункте 16 оба участника на соответствующей стороне вносят обстоятельства аварии и отражают маневры автомобиля.

Здесь стоит учесть следующие моменты:

  • Стоянка не является остановкой. Если машина остановилась на светофоре, то это остановка (на минимальное время), а не стоянка, как указывают многие;
  • Если при обгоне одно ТС обгоняло другое, при этом перестраиваясь в другую полосу, то стоит отметить оба пункта — обгона и изменения полосы.

4. После заполнения оба экземпляра должны быть разъединены.

5. Оба участника обязаны поставить подписи на лицевой части Европротокола. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал два варианта протокола, а не только личную часть бумаги.

При оформлении Европротокола стоит учесть еще ряд моментов:

  • Если в извещении недостаточно сведений или внесенная информация плохо читается, то СК придется лично заниматься сбором необходимых данных, что влияет на сроки выплат и, возможно, факт самого платежа;
  • Информация прописывается аккуратно, без ошибок и исправлений. Если в графе нет никакой информации, то указывается буква Z;
  • При внесении изменений допускаются корректировки, но с обязательными пометками участников;
  • Если второй водитель не хочет подписывать Европротокол или заполнять его совместно, то придется вызывать сотрудника ГАИ. В противном случае бумаги будут признаны недействительными и не примутся страховой компанией.

Особое внимание стоит уделить пункту 17 — схеме ДТП. Здесь отражается следующая информация:

  • Контуры проезжей части с обязательным указанием названий дорог, улиц и так далее;
  • Направление движения каждого из автомобилей-участников, а также конечное положение транспортных средств;
  • Дорожные знаки, светофоры, указатели, разметка на дороге и предметы, которые могут тем или иным образом повлиять на интерпретацию событий.

Подтверждение правильности внесенных данных — подписи участников ДТП, которые устанавливаются внизу извещения.

Ответы на вопросы

Как действовать после ДТП при оформлении Европротокола?

Если участники аварии решили оформлять событие с применением Извещения, то стоит выполнить следующие шаги:


После этого у водителя есть право покинуть место событий.

Как действовать после заполнения Европротокола? В какие сроки обращаться в СК?

Бланк Европротокола ОСАГО, заполненный в двух экземплярах стоит направить в страховую компанию в срок до пяти рабочих дней с момента ДТП.

Потерпевшая сторона также направляет личный экземпляр вместе с заявлением о покрытии убытков (ОСАГО) на ремонт автомобиля. Передача сообщения производится по факсу заказным письмом или лично.

Разрешено ли уезжать с места ДТП после заполнения Европротокола?

Если Извещение оформлено с выполнением правил и участники аварии согласны с указанной в бумагах информацией, утвердив этот факт подписями, то оставаться на месте событий нет нужды. При этом стоит помнить о необходимости оповещения страховой компании о произошедшем событии.

Имеет ли право виновная сторона оспорить Европротокол ОСАГО, который им был подписан?

Ситуации на дороге случаются разные и главная проблема автолюбителей — нехватка знаний правил дорожного движения.

Так, при заполнении протокола «пострадавшая» сторона могла указать другого участника ДТП «виновным» и второе лицо было согласно с утверждением.

Но вот «виновник» приезжает домой, пересматривает события и понимает, что как раз он является пострадавшей стороной. Можно ли в такой ситуации изменить текущую роль и оспорить Извещение?

Как показывает практика, сделать это сложно, ведь сама система Европротокола только приживается в РФ, а законодательные нормы еще в стадии разработки.

Сразу после внесения изменений в Закон об ОСАГО должны появиться и соответствующие разъяснения. Пока же ответить на этот вопрос не представляется возможным.

Нужен ли аварийный комиссар при оформлении Извещения о ДТП?

Раньше считалось, что присутствие аварийного комиссара при оформлении аварии — плюс, ведь это ускоряет проблем на месте событий.

Если участники ДТП не вызывают инспектора, то они могут попросить приехать аварийного комиссара, который разъяснит непонятные моменты и поможет с оформлением. Конечно, эта услуга предоставляется не бесплатно.

На практике ситуация складывается иным образом. Водители, которые не планируют тратить время на ожидание инспектора, не захотят дожидаться и аварийного комиссара.

Суть Европротокола ОСАГО в том, чтобы упростить процедуру и решать вопросы на месте.

Таким образом, потребность в аварийных комиссарах с каждым годом снижается. При этом ни один страховщик не вызывает аварийных комиссаров (даже при наличии такой услуги).

Важные моменты

Европротокол и КАСКО.

Во многих страховых компаниях для получения выплат по КАСКО оформление Европротокола не предусматривалось.

Здесь обязателен был вызов инспекторов и официальное оформление о событиях на дороге.

К слову, именно по этой причине Европротокол так медленно входил в принятую систему.

Но с 1 октября 2014 года применение технологии Европротокола в ОСАГО и в КАСКО стало обязательным.

Нормы Закона об ОСАГО в части «Европротокола» (2014).





Европротокол и бесконтактные ДТП.

Под бесконтактными понимаются аварии, в которых один участник создает препятствие для другого участника движения, из-за чего автомобиль второго попадает в аварию с последующим причинением вреда имуществу (личному или третьей стороны). При этом сами транспортные средств друг с другом не «встречаются».

В такой ситуации оформление Европротокола не рекомендуется, ведь Извещение о ДТП может заполняться только при участии в аварии двух транспортных средств. Здесь же это условие не выполняется.

Кроме этого, при выяснении обстоятельств на этапе судебных разбирательств может потребоваться заключение трасологической экспертизы.

Также потребуется схема, составленная сотрудником ДПС на месте событий.

Мы надеемся, что помогли вам разобраться в вопросе что такое Европротокол и как им пользоваться.

Европротокол позволяет оформить ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Процедура возможна в случае когда обе стороны пришли к согласию в отношении обстоятельств ДТП и одна из сторон готова добровольно взять на себя ответственность.

Определение европротокола

Европротокол представляет собой бланк извещения о ДТП, используя который, стороны ДТП могут самостоятельно зафиксировать факт аварии. Составление европротокола при ДТП нужно в первую очередь для последующего получения выплат от страховой компании. Правильно заполненный бланк дает возможность пострадавшей стороне отремонтировать автомобиль бесплатно за счет страховой компенсации.

Практику использования европротокола ввели в 2009 году. В 2017 году в документ были внесены поправки, документ стал более удобным и актуальным для водителей.

Использовать европротокол разрешено не во всех случаях, некоторые обстоятельства ДПТ требуют вызова сотрудников ГИБДД. Законодательством предусмотрены следующие условия, при которых возможно самостоятельное оформление европротокола:

Нововведения

Государственной Думой рассматриваются поправки к Закону об Осаго — европротокол теперь можно будет оформлять при оценочном ущербе не 50, а 100 тысяч рублей.

  1. В ДТП участвовали 2 автомобиля (не более, и не менее).
  2. В результате аварии повреждены только автомобили участников и никакое другое имущество не пострадало.
  3. Нет пострадавших физических лиц.
  4. Стороны ДТП пришли к согласию по поводу обстоятельств и причин возникновения ДТП.
  5. Одна из сторон признала себя виновником ДТП.
  6. Вред автомобилю пострадавшего причинен на сумму не более 50 тысяч (для регионов) или 400 тысяч (для Москвы, Санкт Петербурга, Московской и Ленинградской областей) рублей.

При несоблюдении какого-то обстоятельства нужно вызывать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия. Также стоит обратить внимание на то, смогут ли стороны самостоятельно зафиксировать обстоятельства ДТП, правильно оформить протокол и оценить повреждения автомобиля пострадавшего. Как это сделать рассмотрим далее.

Преимущества и недостатки европротокола

Явным преимуществом оформления европротокола является скорость оформления. Водителям не нужно дожидаться сотрудников ГИБДД, оставляя при этом автомобили в одном положении на проезжей части. При небольших повреждениях это очень удобно, потому что, заполнив поля протокола, стороны смогут сразу отправиться по своим делам. Также европротокол минимизирует риск возникновения пробок и других неудобств для проезжих автомобилистов за счет того, что участвующие в ДТП автомобили будут оставаться на проезжей части не более нескольких минут.

Недостатки самостоятельного оформления ДТП следующие:

  1. Существуют ограничения законного оформления европротокола (они описаны выше).
  2. При неполном заполнении документа, несоблюдении процедуры его дальнейшей передачи в страховую компанию, неправильной оценке повреждений автомобиля пострадавшего, наличии противоречий в образцах протоколов пострадавшего и виновника возможна невыплата страховой компенсации и прочие убытки.

Исходя из вышеуказанного, можно обобщить, что использование европротокола актуально только при определенного типа ДТП, если стороны пришли к согласию об обстоятельствах ДТП и являются достаточно опытными водителями, чтобы правильно оценить указанные обстоятельства, а также причиненный ТС ущерб. Во всех других случаях понадобится помощь сотрудников ГИБДД.

О заблуждениях насчет европротокола смотрите видеосюжет:

Бланк европротокола

Дополнительная информация

Бланк извещения о ДТП состоит из 3 страниц формата А4, скрепленных между собой. При заполнении первой страницы вся информация автоматически копируется на вторую. Таким образом, водители получают 2 абсолютно одинаковых экземпляра документа, имеющих равную юридическую силу. Третья страница является инструкцией по заполнению документа, которую не обязательно сохранять.

Лицевая страница бланка состоит из двух идентичных отделений, которые должны по очереди заполнить оба водителя, указав запрашиваемую информацию (сведения об автомобилей, его собственнике, человеке, который управлял ТС на момент ДТП, страховом полисе, повреждениях ТС, характере движения ТС перед ДТП и замечаниях). В верхней части бланка указывается дата, место и общие обстоятельства ДТП (количество участников, свидетелей и т.п.). Общими усилиями водители должны доступно отобразить схему ДТП.

Обратная сторона бланков предусматривает более развернутое описание обстоятельств ДТП и характеристик автомобиля.

Бесплатные бланки европротокола взять можно в страховой компании при заключении договора. Для удобства, лучше всегда возить их с собой. Если оба водителя уже использовали выданные бланки, можно самостоятельно распечатать новые, поскольку документ не имеет никаких водных и других опознавательных знаков, а приобретает юридическую силу только при правильном заполнении и наличии подписей сторон ДТП. Для получения пригодных для использования бланков достаточно скачать представленный ниже образец и распечатать его в цветном или даже черно-белом формате.

Заполнение бланка извещения

Для заполнения бланка извещения используется шариковая ручка синего цвета. В верхней части документа нужно:

  • указать место (адрес или номер трассы и километра) и дату ДТП,
  • перечислить свидетелей (при наличии),
  • указать отсутствие обстоятельств, препятствующих самостоятельному оформлению ДТП (наличие пострадавших или пострадавшего имущества, кроме автомобилей участников ДТП).

С лицевой стороны бланк европротокола заполняется обоими водителями поочередно. При этом один из водителей будет водителем автомобиля А, другой – водителем автомобиля Б. В соответствии с этим составляется схема происшествия. Какое из ТС будет обозначено какой из буков – неважно. Оба водителя должны указать:

  • марку автомобиля,
  • номер свидетельства о регистрации,
  • ФИО и адрес собственника ТС,
  • собственные ФИО, адрес, дату рождения,
  • номер водительского удостоверения,
  • наименование страховщика,
  • номер страхового полиса.

Затем рисуется схема происшествия и оба водителя оценивают какие повреждения были нанесены их ТС в результате ДТП. На схеме нужно указать расположение и направление движения автомобилей на момент ДТП, дорожную разметку, обозначить главную и второстепенную дорогу, дорожные знаки.

Знаете ли Вы?

Российский Союз Автостраховщиков разработал мобильное приложение «ДТП. Европротокол». С его помощью участники аварии могут зафиксировать и оперативно передать страховщику сведения о ДТП и причиненном ущербе ТС. В частности, можно сфотографировать авто и их повреждения, зафиксировать данные места и времени аварии и так далее.

После перечисления всех повреждений ТС желательно добавить заметку о том, что возможны скрытые повреждения, чтобы страховая компания не отказалась оплачивать их устранение при дальнейшем обнаружении таких повреждений.

После заполнения всех полей документ удостоверяется подписью сторон.

Если возникает необходимость зачеркнуть и исправить информацию в бланке, исправление должно быть подкреплено подписями обеих сторон.

Порядок действий при заполнении европротокола выглядит следующим образом:

Порядок действий после оформления ДТП

В течение 5 рабочих дней после ДТП оба участника должны известить свою страховую компанию о происшествии. Сделать это можно передав бланк европротокола в офис компании лично (с обязательным получением копии бланка с отметкой о принятии) либо отправив его заказным письмом с уведомлением о получении. Невыполнение этого требование грозит неполучением для пострадавшего и самостоятельной оплатой ремонта ТС пострадавшего для виновника ДТП.

Также виновнику ДТП нельзя ремонтировать ТС на протяжении 15 дней после ДТП, так как страховая компания может потребовать его предоставления для проведения экспертизы с целью выяснения обстоятельств ДТП.

В комментариях к статье можно задать интересующие вопросы по европротоколу

сайт попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»... И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».



Вам также будет интересно:

Как сделать трубочки из слоеного
Слоёные трубочки с кремом – лакомство родом из детства. Кулинары же ценят трубочки из...
Лунный календарь на декабрь года неблагоприятные
Энергетика Луны всегда имела большое влияние на деятельность людей. Рекомендации астрологов...
Как пожарить окуня на сковороде: рецепты приготовления
Целиком тушку окуня жарить 15 минут: по 7-8 минут с каждой стороны. Мелкого окуня жарить 10...
Как выучить корейский: советы для начинающих
Если вы интересуетесь изучением корейского языка, то наверняка знаете, что им пользуются в...
Кафедра ультразвуковой диагностики СТК грудной клетки
На практике УЗИ суставов начали применять не так давно, но это позволило расширить...