Спасо елизаровский монастырь игумения евфросиния. Спасо-елизаровский монастырь

Это место особо подходило для уединенной молитвы отшельников. Еще в 1425 г. Евфросин удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы, где ему, в сонном видении, явились святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они указали ему место для сооружения храма в их имя с приделом во имя прп. Онуфрия Великого .

Вскоре это место, обтекаемое двумя рукавами реки стало тесным для братии. Хотя преп. Евфросин не был настоятелем созданного им монастыря, но его предложение засыпать правый рукав реки, все приняли беспрекословно. Настоятель обители, прп. Игнатий , сам был учеником Евфросина и в то же время его духовным отцом. Такова была сила смирения преп. Евфросина, не пожелавшего принять даже священный сан, но он был ктитором обители.

Преподобным был написан и Устав монастыря. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал духовным наставником многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых: Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.

Собор псковских святых


Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар, откуда и произошло новое название обители. По преставлении преподобного монастырь был перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя преп. Евфросина (до его прославления - церковь преп. Онуфрия). На месте, где стояла уединенная келья преп. Евфросина, находящаяся в лесу близ монастыря, поставили крест. Еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. В новой обители построена каменная Соборная церковь трёх Святителей, в которую перенесены мощи преп. Евфросина, а затем и его ученика прп. Серапиона. Преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина.

На протяжении многих веков монастырь был знаменателен благодаря наличию в нем двух чтимых икон: Спасо-Елеазаровский образ Спаса Всемилостивого и Цареградская икона Божией Матери.
На Цареградской иконе Иисус на руках у Богоматери, держит в руке голубя – образ Духа Святого. Одной ножкой младенец как бы утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, тайным образом открывающаяся нам в Причастии Святых Таин.

Преп. Евфросин и преп. Серапион с Цареградской иконой Божией Матери

Цареградская икона Божией Матери чудесным образом была перенесена в Константинополь из Рима в 1051 году в то время, когда началось разделение Церкви на западную и восточную. Когда Евфросин ездил в Константнополь за решением спорного вопроса о том, как верно читать на богослужении молитву: «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (в это время во Пскове некто «распоп» Иов внес большие смущения в народе, говоря о трехкратном произнесении слов "аллилуиа", что чуть не привело к расколу), патриарх подарил ему Цареградскую икону Божией Матери. Приняв икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил откровение о "новой" империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме.

Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР)

Пустынька преподобного стала духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы, а к Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс, в котором заложен глубокий смысл: "Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие".


Рождественский придел справа


Привезенный же из Константинополя список Цареградской Божией Матери не сохранился. Когда шведы разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и Цареградскую икону, однако корабли их тут же затонули в Псковском озере. Так что икона покоится на дне озера, которое с тех пор освящено этой святыней.

На Спасском подворье от Великопустынного монастыря в 1707 году построена церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. Она устроена для совершения служб во время крестного хода, который совершался из обители в Псков с 16 столетия в день Преполовения Пасхи вокруг г.Пскова. В 1864 году над папертью этого храма вновь устроена каменная шатровая колокольня вместо бывшей колокольницы столбами.

В 1766 в обитель переведен штат упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, а вместе с ним передана икона Спаса Всемилостивого. Изначально на месте явления этой иконы был построен Великопустынский приход с церковью прежде бывшего там мужского монастыря во имя Преображения Господня. Именно поэтому 19 августа в обитель собирались со всех мест тысячи богомольцев, число паломников порой доходило до 20 000.

За правым клиросом собора Трех святителей в стене под спудом почивают мощи преподобного Евфросина. В 1902 году в соборной стене проделана арка, в которой над мощами преподобного Евфросина разместилась гробница, поверх которой была положена древняя его икона, писанная преп. Игнатием.

В 1874 году были обретены нетленными тело и одеяние настоятеля схиархимандрита Вассиана. В 1902 году при перестройке придела также усмотрено, что мощи нетленны, только гроб предался гниению, склеп же был покрыт каменными плитами. Над этим местом было устроено на одну четверть аршина от пола возвышение, на котором находился панихидник.

В истории монастырь также прославился старцем схиархимандритом Гавриилом Зыряновы (скончался в 1915 г.), привлекавшим к себе богомольцев.

Одним из его учеников был настоятель (с октября 1906 года по октябрь 1910 года) Спасо-Елеазаровского монастыря Иувеналий Масловский, будущий Рязанский епископ, пострадавший при советской власти, ныне прославленный священномученик.

В 1910 году на средства благотворителей - духовных чад старца Гавриила - напротив храма Трех Святителей была устроена небольшая домовая церковь во имя Св.Архистратига Гавриила. Иконостас был пожертвован Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, хорошо знавшей старца. Впоследствии в трехсвятительском храме будет освящен придел в честь прпмц. вел. кн. Елисаветы.

В 1918 году Спасо-Елизаров Великопустынский монастырь был закрыт, монахи вывезены на подводах в сторону Петрограда, где приняли мученическую смерть. Однако еще весной 1920 г. действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Икону Цареградской Божией Матери сберег знаменитый старец Николай Гурьянов , живший на острове Залита Псковского озера, напротив Елезарова монастыря. Та дорожка, по которой ходил о.Николай в монастырь, называется дорогой Спасителя, поскольку по ней также приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спаса Всемилостивого.

Обитель в это время располагалась за каменной стеной, по краям которой были поставлены башни.
В центре обители стоял соборный храм, еще было две церкви и пять часовен. Несмотря на все разрушения, надежда на восстановление обители и на возрождение Руси не гасла. Произнесенные еще в 16 веке слова старца Филофея:

«Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать», - теперь начертаны на биле Елезарова монастыря - медной плите, которую стали употреблять вместо колокола, так как прекрасная колокольня Трехсвятительсого собора была разрушена.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Теперь это женский Спасо-Елизаровский монастырь. 28 мая 2000 г. состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма в первом этаже Рождественского придела. Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская, написанная в Спасо-Елеазаровом монастыре. Ее передал о.Николай Гурьянов с Талабского острова , где она хранилась сорок лет в алтаре храма.

В полутора километрах от монастырских стен находится святой источник с купелью, именуемый Пречистенским, тот самый, который появился на месте встрече Цареградской иконы, привезенной преп. Евфросином с Константинополя. Раньше здесь стояла Богородицкая деревянная часовня, устроенная специально на источнике. Посреди часовни находился большой крест с изображением Распятия, имелись иконы прп. Евфросина, Серапиона и Цареградской Божией Матери. Снаружи часовня была увенчана большим деревянным крестом.

Одна из местных жительниц рассказывала: «Иду я по дороге, останавливается машина. Молодые люди, сидевшие в ней, начали расспрашивать, где в этих местах находится святой источник. Их матери, смертельно больной женщине, приснился сон, что она сможет поправиться, если будет пить воду из святого источника Спасо-Елиазаровского монастыря. Показала я, где находится родник. Через год вновь приехали эти люди к источнику и поделились радостью о выздоровлении матери. Так было получено одно из многих свидетельств о чудодейственной целительной силе Святого источника».

Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, будет виден большой каменный собор. Это Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке и перестроенный в XVI веке. Сейчас это женский монастырь, ранее он был мужским. Справа над шоссе круто подымается холм. На нем видны оградки небольшого кладбища и несколько гигантских деревьев — берез и елей, которые каким-то чудом уцелели с незапамятных времен.

Наверху параллельно шоссе идет лесная дорога. Если пройти по ней немного вперед, то откроется озеро с заросшими берегами. В том месте, где дорога спускается к озеру, из него вытекает речка. Это Толва, впадающая в Псковское озеро. Дорога подымается на соседний холм, поросший редкими нарядными елками. Ранней осенью за озером над самой водой красным огнем вспыхивают осины.

На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века и был основан прп. Евфросином Спасо-Елеазаровский монастырь. Из записей 1887 года:»Монастырь сей окружен был вековою рощею, остатки которой ныне свидетельствуют о величии местности. Роща эта ныне сохраняется как драгоценность».

Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным.

Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел на Толвское озеро в пустынные леса, где и построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но, как это всегда бывало, постепенно к нему стала собираться братия.

На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. (Название монастыря «Елеазаровский» произошло от имени его основателя, а наименование Спасо-Великопустынского он получил только при Екатерине Второй, в 1764 году, когда по закрытии прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому.) И полное название стало Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский монастырь». Таковым оно оставалось до 1906 года. После — Спасо-Елеазарова пустынь.

Монастырь был основан как нестяжательский, то есть при поступлении в него не требовался обязательный имущественный вклад. Зато и при уходе из монастыря вклад не выдавался. Ефросин однажды чуть было не поплатился жизнью, будучи избит состоятельным иноком, пожелавшим получить назад свое добро.

Основатель монастыря умер в 1481 году. В 1478 году к Москве был присоединен Новгород, в 1510-м — Псков. Новгородцы спасались от переселения в Москву сперва во Пскове, а потом вместе со знатными псковичами — в псковских монастырях, в частности в Спасо-Елеазаров-ском. Здесь в начале XVI века жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, хорошо понимавший политическую обстановку и перспективы дальнейшего развития государства. Он был летописцем, писал послания великому князю московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Это ему принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим». Однако позиция старца Филофея была сложной: он и поддерживал Москву, и выступал в своих посланиях против изъятия государством монастырских земель, и прикрывал образованных беглецов, которые под его защитой занимались в монастыре литературной деятельностью, переписывали книги.

Таким образом, Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. Крупные загородные монастыри Пскова поддерживали Москву в ее объединительной политике. Однако это было до поры до времени. Или Иоанн Грозный слишком круто повернул, или его наместники перестарались… Начала складываться антимосковская оппозиция.

В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен большой каменный собор — внизу у дороги на Гдов. Деревянная церковка на горе стала кладбищенской. (До нас она не дошла.) Интересно, что сложная жизнь монастыря, переплетение идейных течений отразились на архитектуре собора. В нем есть и архаические — псковские, и новые — московско-новгородские черты, и какая-то переходность форм.

Это большой одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидыой аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

К началу XVI века (к 1505 году) относится интересный документ, исходящий из Елеазаровского монастыря,непосредственно предшествующий времени его культурного расцвета. В нем игумен Панфил жалуется на собрание трав и кореньев и на языческие игрища в ночь под Ивана Купала:

«Егда приходить великий праздник день Рожества Предотечева, но и еще преже того великого праздника, исходять огавницы мужие и жены чаровницы, по лугам и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные травы и привето чрева от травного зелиа на пагубу человекам и скотам; ту же и дивия корениа коплют на потворение мужем своим: сиа вся творять действом дьяволим в день Предотечев, с приговоры сотонинским. Егда бо приидеть самый праздник Рожества Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь город возмятется, и в селах возбесятца и в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скаканиа и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть и женам мужатым осквернение й девам растлениа. Что же бысть во градах и в селах в годину ту; сотона красуется, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское; в нем же есть ликование и величание дьяволе, и красование бесом его в людях».

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Еще не так давно была цела часовня, построенная над братской могилой защитников монастыря во время нашествия на Псков Стефана Батория в 1581 году.

После революции монастырь был закрыт. В 1921 году здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. Впоследствии здесь разместили детский спортивный лагерь. В 2000 году монастырь был передан Русской православной церкви. Передача состоялась в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». В 2010 году в монастырь был возвращён чудотворный образ Спас Елеазаровский.

Адрес монастыря:
180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово

Это место особо подходило для уединенной молитвы отшельников. Еще в 1425 г. Евфросин удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы, где ему, в сонном видении, явились святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они указали ему место для сооружения храма в их имя с приделом во имя прп. Онуфрия Великого .

Вскоре это место, обтекаемое двумя рукавами реки стало тесным для братии. Хотя преп. Евфросин не был настоятелем созданного им монастыря, но его предложение засыпать правый рукав реки, все приняли беспрекословно. Настоятель обители, прп. Игнатий , сам был учеником Евфросина и в то же время его духовным отцом. Такова была сила смирения преп. Евфросина, не пожелавшего принять даже священный сан, но он был ктитором обители.

Преподобным был написан и Устав монастыря. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал духовным наставником многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых: Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие.

Собор псковских святых


Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар, откуда и произошло новое название обители. По преставлении преподобного монастырь был перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя преп. Евфросина (до его прославления - церковь преп. Онуфрия). На месте, где стояла уединенная келья преп. Евфросина, находящаяся в лесу близ монастыря, поставили крест. Еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. В новой обители построена каменная Соборная церковь трёх Святителей, в которую перенесены мощи преп. Евфросина, а затем и его ученика прп. Серапиона. Преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина.

На протяжении многих веков монастырь был знаменателен благодаря наличию в нем двух чтимых икон: Спасо-Елеазаровский образ Спаса Всемилостивого и Цареградская икона Божией Матери.
На Цареградской иконе Иисус на руках у Богоматери, держит в руке голубя – образ Духа Святого. Одной ножкой младенец как бы утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, тайным образом открывающаяся нам в Причастии Святых Таин.

Преп. Евфросин и преп. Серапион с Цареградской иконой Божией Матери

Цареградская икона Божией Матери чудесным образом была перенесена в Константинополь из Рима в 1051 году в то время, когда началось разделение Церкви на западную и восточную. Когда Евфросин ездил в Константнополь за решением спорного вопроса о том, как верно читать на богослужении молитву: «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже» (в это время во Пскове некто «распоп» Иов внес большие смущения в народе, говоря о трехкратном произнесении слов "аллилуиа", что чуть не привело к расколу), патриарх подарил ему Цареградскую икону Божией Матери. Приняв икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил откровение о "новой" империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме.

Прп. Евфросин Псковский. Икона. XVII в., записи 2-й пол. XIX в. (ГМИР)

Пустынька преподобного стала духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы, а к Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры пристроен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс, в котором заложен глубокий смысл: "Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие".


Рождественский придел справа


Привезенный же из Константинополя список Цареградской Божией Матери не сохранился. Когда шведы разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и Цареградскую икону, однако корабли их тут же затонули в Псковском озере. Так что икона покоится на дне озера, которое с тех пор освящено этой святыней.

На Спасском подворье от Великопустынного монастыря в 1707 году построена церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. Она устроена для совершения служб во время крестного хода, который совершался из обители в Псков с 16 столетия в день Преполовения Пасхи вокруг г.Пскова. В 1864 году над папертью этого храма вновь устроена каменная шатровая колокольня вместо бывшей колокольницы столбами.

В 1766 в обитель переведен штат упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, а вместе с ним передана икона Спаса Всемилостивого. Изначально на месте явления этой иконы был построен Великопустынский приход с церковью прежде бывшего там мужского монастыря во имя Преображения Господня. Именно поэтому 19 августа в обитель собирались со всех мест тысячи богомольцев, число паломников порой доходило до 20 000.

За правым клиросом собора Трех святителей в стене под спудом почивают мощи преподобного Евфросина. В 1902 году в соборной стене проделана арка, в которой над мощами преподобного Евфросина разместилась гробница, поверх которой была положена древняя его икона, писанная преп. Игнатием.

В 1874 году были обретены нетленными тело и одеяние настоятеля схиархимандрита Вассиана. В 1902 году при перестройке придела также усмотрено, что мощи нетленны, только гроб предался гниению, склеп же был покрыт каменными плитами. Над этим местом было устроено на одну четверть аршина от пола возвышение, на котором находился панихидник.

В истории монастырь также прославился старцем схиархимандритом Гавриилом Зыряновы (скончался в 1915 г.), привлекавшим к себе богомольцев.

Одним из его учеников был настоятель (с октября 1906 года по октябрь 1910 года) Спасо-Елеазаровского монастыря Иувеналий Масловский, будущий Рязанский епископ, пострадавший при советской власти, ныне прославленный священномученик.

В 1910 году на средства благотворителей - духовных чад старца Гавриила - напротив храма Трех Святителей была устроена небольшая домовая церковь во имя Св.Архистратига Гавриила. Иконостас был пожертвован Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, хорошо знавшей старца. Впоследствии в трехсвятительском храме будет освящен придел в честь прпмц. вел. кн. Елисаветы.

В 1918 году Спасо-Елизаров Великопустынский монастырь был закрыт, монахи вывезены на подводах в сторону Петрограда, где приняли мученическую смерть. Однако еще весной 1920 г. действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья". Икону Цареградской Божией Матери сберег знаменитый старец Николай Гурьянов , живший на острове Залита Псковского озера, напротив Елезарова монастыря. Та дорожка, по которой ходил о.Николай в монастырь, называется дорогой Спасителя, поскольку по ней также приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спаса Всемилостивого.

Обитель в это время располагалась за каменной стеной, по краям которой были поставлены башни.
В центре обители стоял соборный храм, еще было две церкви и пять часовен. Несмотря на все разрушения, надежда на восстановление обители и на возрождение Руси не гасла. Произнесенные еще в 16 веке слова старца Филофея:

«Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать», - теперь начертаны на биле Елезарова монастыря - медной плите, которую стали употреблять вместо колокола, так как прекрасная колокольня Трехсвятительсого собора была разрушена.

В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Теперь это женский Спасо-Елизаровский монастырь. 28 мая 2000 г. состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма в первом этаже Рождественского придела. Первой иконой, которую принесли в монастырь, была Цареградская, написанная в Спасо-Елеазаровом монастыре. Ее передал о.Николай Гурьянов с Талабского острова , где она хранилась сорок лет в алтаре храма.

В полутора километрах от монастырских стен находится святой источник с купелью, именуемый Пречистенским, тот самый, который появился на месте встрече Цареградской иконы, привезенной преп. Евфросином с Константинополя. Раньше здесь стояла Богородицкая деревянная часовня, устроенная специально на источнике. Посреди часовни находился большой крест с изображением Распятия, имелись иконы прп. Евфросина, Серапиона и Цареградской Божией Матери. Снаружи часовня была увенчана большим деревянным крестом.

Одна из местных жительниц рассказывала: «Иду я по дороге, останавливается машина. Молодые люди, сидевшие в ней, начали расспрашивать, где в этих местах находится святой источник. Их матери, смертельно больной женщине, приснился сон, что она сможет поправиться, если будет пить воду из святого источника Спасо-Елиазаровского монастыря. Показала я, где находится родник. Через год вновь приехали эти люди к источнику и поделились радостью о выздоровлении матери. Так было получено одно из многих свидетельств о чудодейственной целительной силе Святого источника».

По благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, при Спасо-Елеазаровском монастыре создана паломническая служба «Под кров Цареградской».

Цель нашей службы - создать условия, чтобы боголюбивые паломники как можно больше узнали о Спасо-Елеазаровском монастыре, где в XVI в. была сформулирована старцем Филофеем идея вселенской ответственности России за сохранение чистоты Православия: «Два Рима пали, третий (Москва) стоит, а четвертому не бывать».

Обитель была основана в первой половине XV в. прп. Евфросином - великим монахом древности, воспитавшим более десяти игуменов, также прославленных во святых. Монастырь имел строжайший Устав, монахов его называли «железными».
Подобно прп. Сергию Радонежскому, который со своими учениками просветил в XIV в. cветом православной веры центр и северо-восток России, прп. Евфросин и его ученики в XV в. выполнили эту миссию на северо-западе русских земель. В истории монастыря много чудесных событий, говорящих о том, что это место отмечено Господом как духовный центр не только русского, но Вселенского православия.

Вскоре после основания обители прп. Евфросин получил в дар от Константинопольского Патриарха Геннадия II икону Божией Матери «Цареградская» - на благословение монастыря. По преданию, Цареградская икона Божией Матери обозначает своим пребыванием место особенной чистоты Православия - «град Царя Небесного». (Сейчас в обители находится чудотворный список иконы, сделанный в монастыре, спасенный в революцию и попавший на о. Залита. Перед ним 40 лет молился старец Николай Гурьянов; это был его дар возрожденному монастырю).

Соборный храм обители был построен на месте явления прп. Евфросину трех святителей - Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. В их честь он назван Трехсвятительским.

Под сенью этих святынь и воспитались великие игумены - просветители народа; не случайно и идея старца Филофея, идея государствообразующая, определившая на столетия вперед мировоззрение всего русского народа, сформировалась именно здесь. Монахи Спасо-Елеазаровского монастыря всегда отличались, наряду со строгостью и высотой монашеской жизни, также и высокой образованностью.

В XVIII- нач. XIX в., в период церковной реформы Екатерины II , когда происходит повсеместное закрытие монастырей, Спасо-Елеазаровский монастырь не только не закрывается, но принимает в себя братию двух упраздненных монастырей - Великопустынского и древнейшего Снетогорского. Из Великой Пустыни сюда приходит национальная святыня - икона Всемилостивого Спаса (XIV) , чудотворящая, многократно спасавшая псковские земли и «от нашествия иноплеменных», и от «междоусобныя брани», и от «смертоносныя язвы» - моровых поветрий.

А из Снетогорского монастыря передается архимандритское достоинство (до этого были игумены). Все Спасо-Елеазаровские архимандриты были профессорами духовных школ, нередко они посвящались в епископы, что еще раз подтверждает особый, «учительский», «просветительский», статус монастыря.

В начале XX в монастыре живет духоносный старец Гавриил (Зырянов). Часто навещает его здесь, в Елизарово, его духовное чадо, вел. кн. Елисавета - в недалеком будущем новомученица.

Сразу после революции Спасо-Елеазаровский монастырь был закрыт. Монахи его подверглись жестоким репрессиям. Очень скоро на месте цветущего монастыря воцарилась мерзость запустения. В самом конце XX в. сюда, на место страшной разрухи, приходит будущая игумения Елисавета (+ 2010 г.) и несколько сестер. В 2000 г. состоится передача обители Русской Православной Церкви. Это год прославления Царской семьи и сонма новомучеников Российских. Первая служба, архиерейским чином, состоялась 28 мая 2000 г. , в день памяти прп. Евфросина и празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник». Обитель снова становится живым источником благодати Божией.

Сегодня восстановленный из руин Спасо-Елеазаровский монастырь готов принять паломников. Здесь отстроены гостиничные корпуса. Паломники имеют возможность причаститься Святых Таинств, помолиться перед чудотворными образами Всемилостивого Спаса и Цареградской Божией Матери, приложиться к мощевикам (их несколько). Паломническая служба организует экскурсию и трапезу.

Всего в 25 километрах от Пскова, если ехать строго на север,
расположен Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

В 1425 году это были глухие безлюдные места, когда поисках более глубокой
сосредоточенности в молитве сюда пришел и поселился на берегу реги Толбы Преподобный Ефросин (мирское имя Елеазар), основав монастырь.

Умер он на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар.

В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем

Трехсвятильский собор

Главная монастырская святыня - Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) - построен около 1574 года.

Табличка на нем называет монастырь Спасо-Елизаровским

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В одно таких нападений монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери Цареградская. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере, где она находится и поныне. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который пребывает в монастыре.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала
институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный
храм и двухэтажный братский корпус.

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории.

Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери – дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: “Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти”, написано на медной доске.

Со стороны озера храм выглядит особенно торжественно.

28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба.
Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря.

В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении, приняли пострижение 8 монахинь. В 2005 г. завершение восстановления братского корпуса 1904 года. 10 августа 2005 г. Владыка Евсевий служил чин освящения колоколов на восстановленной звоннице.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского
значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI - нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды.

Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в мае 1989 года.

Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня - икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой
источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь - символ возрождения Третьего Рима - нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия

Часовня Преображения Господня



Вам также будет интересно:

Мой друг художник и поэт — Константин Никольский
Мой друг художник и поэт в дождливый вечер на стекле,Мою любовь нарисовал, открыв мне чудо...
Теодор Курентзис: пермская аномалия
Мир знает множество талантливых дирижеров, способных лишь по взмаху палочки заставить...
Как сделать трубочки из слоеного
Слоёные трубочки с кремом – лакомство родом из детства. Кулинары же ценят трубочки из...
Лунный календарь на декабрь года неблагоприятные
Энергетика Луны всегда имела большое влияние на деятельность людей. Рекомендации астрологов...
Как пожарить окуня на сковороде: рецепты приготовления
Целиком тушку окуня жарить 15 минут: по 7-8 минут с каждой стороны. Мелкого окуня жарить 10...