Сатиры Ювенала. Русские поэты и критики о Ювенале

Собрание сатир Ювенала делится на 5 книг. В нем находится 16 сатир. Но некоторые литературоведы считают, что последняя, 16-я сатира, сильно отличающаяся по теме и стилю от остальных приписывается Ювеналу ошибочно.

Вот краткое содержание всех сатир Ювенала:

В первой сатире Ювенал объясняет мотивы, заставившие его писать сатиры; все эти мотивы сводится к одному: он негодует на владычество пороков. «Если не талант, то негодование порождает стихи, – говорит он. – Теперь такое время, что трудно не писать сатиры».

Вторая сатира направлена против изнеженности и разврата знатных людей, которые с восторгом говорят о доблестях своих предков, а само погрязают во всяких пороках и портят весь народ своим примером. «Они, – говорит Ювенал, – унижают себя до того, что становятся участниками самых гнусных мистерий, совершают омерзительные противоестественные оргии; внуки знаменитых дедов публично выступают гладиаторами».

В третьей сатире, написанной с мастерским искусством, один из друзей Ювенала объясняет ему, почему решил покинуть Рим и поселиться в Кумах; он превосходно описывает неприятности и неудобства, каким подвергается в Риме честный человек, не желающий приобретать богатство общепринятыми пошлыми способами, льстить сильным людям, быть прислужником их преступлений и пороков. Тут резкими чертами изображаются все тайные недуги общества шумной столицы римской империи , в особенности интриганство корыстолюбивых греков, готовых за деньги на все. «Этот человек годится на все: быть преподавателем грамматики и риторики, математиком, живописцем, прислужником при туалете, жрецом-авгуром, врачом, акробатом, колдуном, – все умеет голодный грек. Он, стоит лишь ему повелеть, залезет на небо».

В четвертой сатире рассказывается происходившее в присутствии императора Домициана совещание сената по вопросу о том, целой или разрезанной на куски надо подать на стол императора чрезвычайно большую рыбу, пойманную в Адриатическом море. В заключение Ювенал говорит: хорошо, если бы злодей Домициан употреблял все свое время на такие дурачества вместо того, чтобы убивать знаменитых сенаторов , людей благородной души, за которых никто не отомстил ему.

Иллюстрация к книге сатир Ювенала, 1711

Пятая сатира описывает обед клиентов у патрона, который издевается над ними; она превосходно изображает надменное обращение богачей с бедными тунеядцами и жалкую роль, какую вынуждены играть эти голодные льстецы. Лучше просить милостыню, говорит Ювенал, чем из-за приглашения на обед выносить наглость грубого покровителя, который ест за столом самые изысканные кушанья, пьет самые дорогие вина, а своим бедным гостям дает дешевые, плохие. В заключение поэт говорит: кто позволяет подвергать себя такому унижению, тот достоин его; кто так пошл, что соглашается жить в этих постыдных отношениях к богачу, тот заслуживает такого обеда и такого патрона.

Шестая сатира – ужасающая картина разврата женщин в Риме: все черты тут мрачны, нет ничего сколько-нибудь отрадного. Ювенал, отклоняя своего друга, Постума, от мысли о женитьбе, говорит ему, что женщины их времени совершенно забыли нравственные правила. Жена сенатора, убежавшая с гладиатором, и Мессалина – вовсе не исключения; такие качества стали общими у женщин. Даже религиозные праздники служат у них предлогом для разврата. А если какая-нибудь женщина не развратница, то она мучит мужа гордостью, честолюбием, капризами, щегольством, расточительностью. Есть женщины, продолжает Ювенал, которым нравится заниматься мужскими гимнастическими упражнениями,даже участвовать в гладиаторских играх . Другие любят рассуждать о литературе, заставляют молчать грамматиков и риторов, даже читают публичные лекции. Третьи увлекаются иноземными суевериями, ходят к прорицателям, астрологам. Есть добывающие от этих людей волшебные напитки, которыми освобождают себя от всех мешающих им, даже от детей и мужей.

Седьмая сатира описывает печальное положение поэтов и ученых в Риме: при равнодушии общества к искусству и науке, они умирали с голоду. Эта сатира написана в начале царствования Траяна , от которого Ювенал ожидает облегчения бедствий.

Восьмая сатира бичует тщеславие знатных людей, гордящихся своими предками и живущих безнравственно. Она написана Ювеналом в форме совета молодому вельможе. Поэт говорит ему в сатире, что изображения предков на стенах зал только тогда служат в честь человеку, когда он имеет душевное благородство и живет честно. Истинное благородство лежит в душе человека, и у знатного римлянина оно проявляется тем, как исполняет он обязанности курульного сановника в Риме и правителя в провинциях, по поводу этого, Ювенал в восьмой сатире изображает поступки хорошего правителя и поступки дурного. Здравый смысл, продолжает он, не обольщается знатностью рода, презирает и знатных людей, когда они дурны; он ставит Сенеку выше Нерона , Цицерона выше Катилины , Катулла выше Мария ; и не плебеи ли были Деции ?

Девятая сатира, имеющая форму разговора, бичует противоестественные (гомосексуальные) пороки, бывшие тогда в моде.

Десятая сатира несколько походит содержанием на вторую сатиру Персия : она также говорит о том, чего люди просят себе у богов. Ювенал доказывает историческими примерами, что те блага, которых обыкновенно выпрашивают себе люди – богатство, власть, красноречие, военная слава, долгая жизнь, красота – не должны считаться истинными благами, не дают человеку счастья. Человек должен желать себе: «иметь здоровую душу в здоровом теле, мужественное сердце, свободное от страха смерти. Добродетель и мудрость – единственный путь к спокойствию жизни».

Одиннадцатая сатира – приглашение другу, Персику, отобедать у Ювенала на его вилле близ Тибура. Эта сатира весело описывает свою скромную жизнь, в противоположность изысканности обедов, обжорству и пьянству знатных развратников. Гость найдет у Ювенала такой обед, какие бывали в славные времена Рима; дом у него убран не пышно, столовая посуда не великолепна, нет у него изящной прислуги, не будет танцовщиц; украшением разговора будут только стихи Гомера и Вергилия .

Двенадцатая сатира – приглашение другу Ювенала, Корвину, отпраздновать возвращение другого друга Катулла, который счастливо спасся от опасной бури на море. По поводу того, что Катулл спасся от смерти, Ювенал сильно нападает на людей, всякими хитростями добивающихся доли в чужих наследствах: за обедом, на который он приглашает Корвина, таких людей не будет. На этом обеде празднуется не смерть, а спасение человека.

В тринадцатой сатире Ювенал утешает своего друга Кальвина, которого обманул бессовестный приятель, отказавшийся возвратить вверенные ему Кальвином деньги. В этой сатире поэт описывает господствующую в обществе бессовестность и говорит, что обманщик имеет наказание себе в том, что сознание бесчестного поступка отнимает у него всякую радость.

Четырнадцатая сатира говорит о дурном воспитании. Ювенал выказывает в ней основательное знакомство с педагогикой, проводя справедливую мысль, что дурным привычки родителей передаются детям и что самое важное условие хорошего воспитания то, чтобы родители подавали детям хороший пример. В этой сатире описываются разные дурные привычки, особенно жадность к деньгам, объясняет, как вредят эти привычки счастью людей.

Действительно ли принадлежит Ювеналу пятнадцатая сатира – вопрос, решаемый учёными неодинаково. Она направлена против суеверия или религиозной нетерпимости. Поводом к этому служит в сатире случай, произошедший «в консульство Юнка», то есть позднее 127 года: два племени в Египте поссорились между собой из-за своего сектантского фанатизма. Вражда дошла до формального сражения; победители растерзали и съели пленника.

Шестнадцатая сатира считается многими учёными не принадлежащей Ювеналу, подложной. Это лишь отрывок – в нем говорится, какие выгоды имеет воин сравнительно с людьми не военного сословия.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Два поэта принесли особенную популярность в веках римской сатире. Они почти современники: МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ родился около 40 г. и умер в 104 г., а ДЕЦИМ ЮНИЙ ЮВЕНАЛ жил примерно с 60 по 140 годы н.э. Делая, в сущности, одно дело, они были очень разными людьми и поэтами, как разными были и жанры, в которых они работали.

Децим Юний Ювенал - знаменитый римский поэт, прославившийся сатирами. О его биографии практически ничего неизвестно, даты рождения и смерти устанавливаются лишь ориентировочно. Существуют жизнеописания, написанные после его кончины, однако они не считаются источниками, заслуживающими полного доверия.
Ювенал оставил после себя 16 сатир в 5 книгах, первая из которых увидела свет в промежутке между 100 и 115 гг. а последняя осталась незавершенной и была написана позднее 128 г., но раньше 131-132 гг. В своих сочинениях Ювенал обличает нравы римского общества эпохи Нерона и Домициана, смотрит на происходящее взглядом «маленького человека», и этот взгляд весьма пессимистичен. От преследования влиятельных лиц Ювенал обезопасил себя тем, что упоминал в сатирах лишь скончавшихся людей или же тех, кто не мог причинить ему существенного вреда.

Для нашего времени сатиры Ювенала представляют интерес как источник сведений о том, как был устроен быт римлян, какой была их семейная, частная жизнь. После смерти Ювенал оказался забыт; всплеск интереса к его творчеству возник на фоне популярности языческой литературы в IV в. Особенно его сочинениями восхищались в Средние века; заметное влияние они оказали на творческую манеру Свифта, Гиббона и других европейских авторов.
Что вечного внес в литературу Ювенал?

Прежде всего, понимание сатиры как бичующего пороки кнута. Далее - ряд четких и броских сентенций, ставших пословицами: "хлеба и зрелищ!", "так хочу, так велю: будь вместо довода воля!", "в здоровом теле здоровый дух" (последняя, впрочем, звучит в оригинале несколько иначе: "в здоровом теле предполагается (по идее должен быть) здоровый дух", что, конечно, меняет смысл привычного афоризма). Наконец, прямое выражение оппозиции маленького человека власти.

Жанр эпиграммы, требовавший заостренной формы, меткости наблюдений и остроумия, представляется Марциалу гораздо более близким к жизни, чем эпические поэмы и трагедии на мифологические темы. У Марциала эпиграмма становится по преимуществу насмешливым, сатирическим жанром. Таковой она и перекочевала в западную и русскую литературу Нового времени. В отличие от других римских сатириков (Луцилия , Горация, Ювенала ) у Марциала нет твёрдых нравственных взглядов. Он не привержен и определённому философскому направлению. Марциал называет свои стихотворения «наивными шутками» и «безделками», но эти «шутки» богаты яркими картинами современного ему быта и нравов. Повседневная жизнь с ее суетой, пирами, посещением терм, посылкой подарков, любовными похождениями и городскими сплетнями находит отражение в стихотворных миниатюрах Марциала. Тематика его эпиграмм разнообразна: рядом с насмешливой соседствует надгробная, любовная и описательная (описание произведений искусства), иногда перед нами уже не эпиграмма, а лирическое стихотворение, выдержанное, однако, в характерном марциаловском стиле, с остротой и парадоксальностью определений, с преобладанием внешней описательности над выражением субъективных чувств. С «новым стилем» Марциала связывают особенности его эстетики и стилистической манеры. Поэт восстает против «постной» поэзии и требует от эпиграммы, в первую очередь, остроты и желчи. Эта острота проявляется у Марциала не только в характерной для жанра эпиграммы игре неожиданных поворотов мысли. Поэзия такого рода пользовалась у современников Марциала большим успехом. Книги его эпиграмм расходились быстро, и поэт, по собственному признанию, был в моде.

Последним великим сатириком Рима был Децим Юний Ювенал. Он начал писать стихи поздно, после смерти ненавистного всем императора Домициана, когда в Рим вернулись относительная безопасность и свобода. Его сатиры не имеют ни воспитательной, ни философской цели — это резкое обличение, вызванное не желанием научить или исправить, а негодованием, раздражением. Ювенал изображает современный ему Рим как место вырождения и беспросветной порочности, которое не может не возмущать. О самом Ювенале известно не много. Однако по косвенным свидетельствам можно заключить, что он был человеком небогатым, зависимым и, главное, неуверенным в своих покровителях.

На основе сатир Ювенала, откуда ушли автобиографичность, нападки на влиятельных современников, философия, а осталось только негодующее обличение нравов, и строилось позднейшее представление об этом жанре.

Современником и другом Ювенала был Марк Валерий Марциал. Выходец из Испании, в Риме он жил под покровительством разных богатых семей, например семьи Сенеки. Марциал сделал латинскую эпиграмму полноправным литературным жанром. Все его сочинения дошли до нас. Помимо обычного элегического дистиха он использует и другие размеры; длина эпиграммы — от одного стиха до нескольких десятков. Темы он выбирает, как и его греческие предшественники, самые разнообразные, но на первый план окончательно выходят бранные и непристойные мотивы. Начиная с Марциала, эпиграммой стали называть направленное против кого-либо маленькое стихотворение. Это сближает Марциала с сатириками, но, в отличие от них, Марциал не учит, не обличает, а только смеётся. Вторая черта, которая благодаря Марциалу стала для жанра почти обязательной, — остроумная концовка. Хотя и ставшая литературой, эпиграмма всё равно нуждалась в соответствующем обществе. Жанр эпиграммы существовал столько же, сколько и образованное светское общество, поэтому с середины XIX столетия он понемногу сходит на нет.

В первой сатире "На хулящих учение" описаны аргументы противников науки. Критон считает их причинами церковных распрей и расколов. Раньше люди стояли на службе, потому что должно так делать, не понимая ее сути и полагаясь на мудрость священников, а теперь начали самостоятельно изучать Библию. Теперь народ пренебрегает постами, поклонами святыням, и даже начинает полагать, что не пристало отписывать монастырям земли. Скопидом Сильва полагает, что учения также приносят с собой голод, ибо неученые крестьяне собирали больший урожай. Дворянству тоже нет смысла постигать суть мироздания, всяческие управленческие и торговые приемы можно и без наук освоить. К тому же, науки скучны и мешают веселью, что разрушает веселую компанию. Щеголь Медор сетует, что на производство книг уходит много бумаги, что ему уж некуда завернуть свои витые кудри. А Цицерон и Виргилий и гроша не стоят по сравнению с рукастым портным или сапожником.


Без лишних знаний и место теплое найти проще. Вот чтобы епископом стать, достаточно бороду отрастить да клобук на голову натянуть, судьей чтоб быть, можно и вовсе надеть парик с узлами и отсылать каждого, кто без взятки приходит. А законы знать - дело подьячих.
Вторая сатира "На зависть и гордость злонравных дворян" описывает разговор добродетельного Филарета с Евгением, обладающим высоким чином. Филарет находит Евгения в чрезвычайно дурном расположении духа и угадывает причину этого: многие люди рангом пониже достигают успехов, в то время Евгений с высоты своих благородных корней ничего не добился. Это и тревожит Евгения, стыдно с такими предками быть во всем последним.
Филарет отвечает как на духу, что благородство, не подкрепленное собственными достижениями, мало что значит. Грамоты должны подтверждать заслуги человека, а не быть его единственными заслугами, полученными при рождении. Евгений и сам говорит, что предки заработали почет собственными силами и свершениями. У него же ничего подобного за душой нет, ибо когда предки с войском шли на неприятеля, он возлегает на перинах, окруженный многочисленными слугами.
Потом автор описывает день из жизни барина. С постели он встает поздним утром, после чаепития или чашечки кофе прихорашивается, с помощью слуги натягивает тесные башмаки, наряд в деревню ценой, а после предается чревоугодию вместе с мнимыми друзьями, которые покинут его, стоит ему потерять свое состояние. А Евгений и сам приближает этот день, играя в карты каждый божий день, проиграв таким образом уже несколько деревень.


А для высоких должностей нужны знания и способности. Для мореходства у Евгения нет ни знаний, ни мужества править кораблем, судья должен усердно изучать законы и быть милосердным, а Евгений невежественен и жесток: бьет крестьян за любой проступок, пока кости не затрещат, а из-за постоянных проигрышей в карты не брезгует никакими способами добычи денег. Евгений слишком ленив даже для придворного, ибо для этого требуется терпение и трудолюбие. Например, Клит, что работает при дворе, круглые сутки обивал пороги передних, осторожно выбирал слова, дабы не вызвать ничье недовольство. У него следует поучиться, чтобы потом использовать это умение во благо.
Невежество Евгения только усложняет его жизнь. Сперва ему стоит исправиться, и потом уже пытаться найти себе место под солнцем. Корни же, знатные они или нет, мало значат. Сколь знатен не был бы род, а имя доброе подкреплять делами надобно, не наоборот.


В седьмой сатире "О воспитании" автор рассуждает о значимости общественного мнения. например, существует такое мнение, что знание доступно лишь людям в возрасте, и юноша совета дельного не может дать. А почему? Также считается, что любой человек склонен к обману, но на самом деле все зависит от воспитания: какую черту развивать - та и проявится в характере. Потому Сам Петр ездил по заграничным странам, высматривая лучшее в них и открывая учебные заведения для своих подданных. Правильно воспитай человека - и он многого добьется.
Независимо от талантов и положения нужно быть добродетельным человеком: способности, на которые опирается злой ум, не доведут их владельца до добра. Уж лучше быть человеком невыдающимся, но добрым, чем злобным гением.


Воспитывать детей нужно не догмами, а примером. Чуть проявилась у ребенка дурная черта, нужно показать ему того, кто испытывает от нее вред: богача, чахнущего над своим богатством, больного блудника. Также нужно аккуратно выбирать его окружение, недаром народ говорит "С волками жить - по-волчьи выть". Но самое главное - родители должны сами представлять собой то, чему пытаются научить дитя, потому что, видя от отца зло, сын только злу и научится. Большинство не воспримет серьезно такие советы молодого человека, подытоживает автор, но они тогда могут и вовсе не читать эти стихи.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сатиры». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Ювенал Децим Юний (Decimus Junius Juvenalis) [(ок. 60, Аквинум, близ Рима, - ок. 127, Египет (?)], римский поэт-сатирик. Написал 16 сатир в 5 книгах (последняя не закончена). Сатиры 1-3-й книг носят резко обличит, характер, сатиры 4-5-й книг представляют собой более отвлечённые рассуждения в духе стоицизма на моральные темы. Взгляд Ю. на мир, изображаемый с точки зрения "маленького человека", пессимистичен, о произволе императоров и вздорности толпы говорится с одинаковым озлоблением; тон сатир - тяжёлый и грозный обвинит, пафос. Для стиля Ю. характерны повороты и перебои повествования, сжатые и броские сентенции (чхлеба и зрелищ"). Умер, по преданию, в ссылке.

Ювенал Децим Юний (Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 55–60 – ум. после 127), величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно. В III сатире он называет себя уроженцем Аквина (на юго-востоке Лация). Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану.

До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод.

В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. Пороки и преступления (поэт тут же набрасывает соответствующие яркие картины) просто вынуждают писать сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет лишь об умерших. II сатира – это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект сатиры – порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира – самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала. Поэт в ужасе: его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт; ничуть не лучше приходится историку; адвокат, чтобы привлечь клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью; преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен: благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность еще более постыдны. IX сатира – это диалог, ироничный, непристойный, а временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом.

Х сатира – пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная тема (то, что человеческие влечения вредят самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую жизнь. Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже убивать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство.

В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала – чеканный стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость – в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses («хлеба и зрелищ»), mens sana in corpore sano («в здоровом теле здоровый дух»), знакомы всем и каждому. Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку следует просить богов лишь о даровании «здорового духа в здоровом теле».

Посмертная слава. Примерно в течение 250 лет после своей смерти Ювенал пребывал в забвении. Его сатиры приобрели популярность в 4 в., при общем оживлении интереса к языческой литературе. На протяжении всего следующего столетия он был едва ли не самым читаемым писателем в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Сатиры Ювенала были заново открыты в 9 в., и он стал одним из «золотых поэтов» Средних веков. Особенно сильное влияние он оказал на английскую литературу. Без Ювенала немыслимы как бичующие интонации Попа, Гиббона и Свифта, так и сама манера их письма.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Сочинения:

Satirae, Hrsg. von U. Knoche, Munch., 1950;

В рус. пер. - Сатиры, М., 1888;

Сатиры, М.-Л., 1937.

Литература:

История римской литературы, под ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954;

Highet G., Juvenal the satirist, Oxf., 1954.

Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987

Римская сатира. М., 1989

Ювенал. Сатиры. СПб, 1994

лат. Decimus Junius Juvenalis ; очень часто просто Ювенал

римский поэт-сатирик

ок. 60 - ок.127

Децим Ювенал

Краткая биография

– знаменитый римский поэт, прославившийся сатирами. О его биографии практически ничего неизвестно, даты рождения и смерти устанавливаются лишь ориентировочно. Существуют жизнеописания, написанные после его кончины, однако они не считаются источниками, заслуживающими полного доверия.

Ювенал был уроженцем Аквинума, расположенного неподалеку от Рима. Сочинения Ювенала дают основания считать его обладателем очень хорошего образования, что, в свою очередь, означает принадлежность к зажиточным слоям. Возможно, он являлся воспитанником или сыном состоятельного вольноотпущенника.

До зрелого возраста Ювенал занимался ораторским искусством, но не для того, чтобы извлечь из этого какую-то пользу, а просто по велению души. Какой-то период он занимал пост военного трибуна, был главным жрецом культа императора Веспасиана, который был обожествлен. Также он принимал деятельное участие в местном самоуправлении. Сочинительством поэт занялся только после 100 г., когда к власти пришел император Траян.

Существует легенда, согласно которой 80-летний Ювенал осмеял актера, который был фаворитом императора Домициана, и из-за этого оказался в ссылке в Южном Египте и там умер. По крайней мере, в некоторых деталях это предание противоречит действительности, т.к. Домициана убили в 96 г., а в это время поэт был еще сравнительно молодым человеком. Между тем Ювеналу действительно довелось побывать в этой стране, и упоминание о ней присутствует в 15-ой сатире. Считается, что скончался он в 127-130 гг.

Ювенал оставил после себя 16 сатир в 5 книгах, первая из которых увидела свет в промежутке между 100 и 115 гг. а последняя осталась незавершенной и была написана позднее 128 г., но раньше 131-132 гг. В своих сочинениях Ювенал обличает нравы римского общества эпохи Нерона и Домициана, смотрит на происходящее взглядом «маленького человека», и этот взгляд весьма пессимистичен. От преследования влиятельных лиц Ювенал обезопасил себя тем, что упоминал в сатирах лишь скончавшихся людей или же тех, кто не мог причинить ему существенного вреда.

Для нашего времени сатиры Ювенала представляют интерес как источник сведений о том, как был устроен быт римлян, какой была их семейная, частная жизнь. После смерти Ювенал оказался забыт; всплеск интереса к его творчеству возник на фоне популярности языческой литературы в IV в. Особенно его сочинениями восхищались в Средние века; заметное влияние они оказали на творческую манеру Свифта, Гиббона и других европейских авторов.

Биография из Википедии

Де́цим Ю́ний Ювена́л (лат. Decimus Iunius Iuvenalis), очень часто просто Ювена́л (ок. 60 - ок. 127) - римский поэт-сатирик.

Жизнь

Родился в юго-восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55-56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить, что он получил отличное образование, а следовательно, скорее всего происходил из богатой семьи. Это подтверждает древняя биография поэта, по словам которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника. Он долго («до середины жизни», то есть до 40-50 лет) упражнялся в ораторском искусстве, но не для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествлённого императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем (если судить по туманным объяснениям в его жизнеописании) он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии.

Свои сатиры Ювенал начал писать или публиковать только при императоре Траяне, после 100 года. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг (1-5; 6; 7-9; 10-12; 13-16). Хронология выхода в свет книг достаточно неопределённа; приблизительные даты выхода их в свет таковы:

  • I-я книга - между 100-115 годами;
  • II-я - между 116-117 годами;
  • III-я - между 118-120 годами;
  • IV-я - между 121-127 годами;
  • V-я - после 128 г. но до 131-132 года.

Вероятно, на 131-132 годы приходится и смерть Ювенала.

Сочинения

По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры), по мнению знатока Ювенала Отто Яна, гораздо слабее:

«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточённых и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину ближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает всё больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость даёт место ворчливому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступает перед общими местами; всё более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и всё спокойнее текущую реку».

Эта разница дала повод немецкому учёному О. Риббеку, объявить чуть ли не половину сатир Ювенала произведениями более позднего времени («Der echte mid unechte J.», Лейпциг, 1859), однако эта гипотеза не получила дальнейшего развития.

В первой сатире Ювенал обосновывает своё выступление в качестве обличителя пороков современного ему общества и излагает своё мнение по поводу этих пороков: эта сатира является как бы программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам и обращает внимание читателей на предоставляющее богатый материал для наблюдений римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различные пороки, например, мужчины, выходящего замуж подобно женщине, грабителя-наместника, супруга-сводника собственной жены и т. д. Во 2-й сатире выставлены развратные лицемеры («…qui Curios simulant et Bacchanalia vivunt… »). Как жилось среди подобных развращённых личностей в целом в тогдашнем Риме, показывает 3-я сатира, наиболее удачная по живописанию тягостных условий существования в столице бедного и честного человека (этой сатире подражал Буало в сатирах I и VI). В 4-й сатире со злой иронией изображено заседание государственного совета во время Домициана, где обсуждается вопрос, как поступить с огромной рыбой, поднесённой рыбаком в дар императору.

Для общей характеристики Ювенала особенно важна его первая сатира. Поэт неоднократно повторяет, что наблюдая развращённость своего времени он не может не писать сатиры, и что если природа отказала ему в поэтическом гении, то стихи будет ему диктовать негодование (знаменитое «Si natura negat, facit indignatio versum» ). И в конце этой пламенной речи, к крайнему удивлению, мы читаем следующее заявление: «Попробую, что позволительно у нас говорить хоть о тех, чей прах уже зарыт на Фламиниевой или на Латинской дороге». Таким образом читатель предупреждён, что смелость сатирика не пойдет дальше принесения в жертву умерших. И, насколько мы можем судить, Ювенал остался верен этому положению: кроме мёртвых, он называет только таких лиц, которые ему не могут навредить, а именно осужденных и людей низкого звания. Странной должна показаться такая предосторожность у поэта, о котором думали прежде, будто он советовался только со своим мужеством; но такая воздержанность понятна в те ужасные времена, и поэту простительно было обезопасить себя против жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей; вместе с тем следует признать и то, что Ювенал не имел приписываемого ему обычно характера, и сатиры его не отличаются геройством. Если сатира Ювенала касается только прошлого, то и негодование поэта не есть внезапный гнев, вызванный созерцанием общественного упадка: Ювенал передает только свои воспоминания, далеко не так красочно, как они имели бы в современном им рассказе. Отсюда потребность украсить свой рассказ, придать ему искусственный колорит. Тут на помощь Ювеналу-поэту является Ювенал-ритор, который недаром долго занимался декламацией. Благодаря этим привычкам декламатора в сатирах часто замечается преувеличение и пафос, внешним выражением чего служит масса исполненных негодования и изумления вопросов, возгласы, остроумные изречения - особенности речи, которые подчас делают стиль Ювенала запутанным и тёмным. Затем следует вспомнить, что Ювенал начал писать сатиры уже перешагнув за середину своей жизни, испытав множество разочарований. Такой человек легко склонен всё рассматривать в мрачном свете, быть пессимистом. Знаменитая сатира против пороков женщин, очевидно, вылилась у человека, немало пострадавшего от слабого и прекрасного пола. Точно так же в 3-й и 7-й сатирах проглядывает облик молодого провинциала, который с самыми радужными надеждами стремился в столицу, мечтая найти там скорую славу и сопряженное с ней богатство, но грезы эти скоро разлетелись в пух и прах. Пессимизмом Ювенала объясняют ещё одну сторону его произведений: он охотно копается в грязи, и в галерее его образов есть много таких картин, которые должны быть завешены для обыкновенного читателя.

Сказанное до сих пор относится к отрицательным сторонам поэзии Ювенала. Переходя к её достоинствам, отметим, прежде всего, что ритор не заглушил в Ювенале моралиста и гражданина. Сатиры его исполнены патриотических чувств. Это был человек действительно нравственный, с возвышенно-идеальным взглядом на жизнь. Он искренне стремился помочь своим согражданам, и если иногда преувеличивал их пороки, то только радея об их пользе. О другой положительной стороне поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «в сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечаталась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанарии, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка-грамматика; Ювенал собрал всё это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту». Ювенал важен для изучения частного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли весьма скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не только в древности, но и в Средние века, когда нравился его возвышенный и вдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus , а один поэт писал, что Ювеналу верят больше, чем пророкам («Magis credunt Juvenali, quam doctrinae prophetali» ). Существует множество древних толкований поэта (так называемых схолий), начиная от IV столетия и кончая поздним Средневековьем.

Переводы

Saturae , 1535

  • В серии «Loeb classical library» сатиры Ювенала и Персия изданы под № 91.
  • Издание в серии «Collection Budé»: Juvénal . Satires. Texte établi et traduit par P. de Labriolle et F. Villeneuve. 224 p.

Русские переводы

  • Д. Юния Ювенала сатиры. / Пер. А. Фета. М.: 1885. 245 стр.
  • Сатиры Д. Юния Ювенала . / Пер. А. Адольфа. М.: 1888. 504 стр.
  • Ювенал . Сатиры. / Пер. Д. С. Недовича и Ф. А. Петровского, вступ. ст. А. И. Белецкого. М.-Л., Academia. 1937. 158 стр. 5300 экз.
    • переиздания: (частично) Римская сатира. М., 1957.
    • Римская сатира. М., 1989. С. 241-340, с комм. А. И. Солопова на с. 501-542;
    • со статьей В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека») СПб.: Алетейя. 1994. 220 стр.
Категории:

Интересное на сайте



Вам также будет интересно:

Теодор Курентзис: пермская аномалия
Мир знает множество талантливых дирижеров, способных лишь по взмаху палочки заставить...
Как сделать трубочки из слоеного
Слоёные трубочки с кремом – лакомство родом из детства. Кулинары же ценят трубочки из...
Лунный календарь на декабрь года неблагоприятные
Энергетика Луны всегда имела большое влияние на деятельность людей. Рекомендации астрологов...
Как пожарить окуня на сковороде: рецепты приготовления
Целиком тушку окуня жарить 15 минут: по 7-8 минут с каждой стороны. Мелкого окуня жарить 10...
Как выучить корейский: советы для начинающих
Если вы интересуетесь изучением корейского языка, то наверняка знаете, что им пользуются в...