Мавзолей царя мавсола в галикарнасе. Царь Мавсол

Мавзолей в Галикарнасе — еще одно из Семи чудес света древности. Город, который называется Галикарнас, сейчас не существует. То есть, город на этом месте есть, но называется он Бодрум. В этот турецкий городок приезжают многочисленные туристы, чтобы увидеть то, что осталось от этого Чуда света – мавзолея в Галикарнасе.

Теперь руины Мавзолея являются музеем. По сравнению с другими античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо – множество статуй, фрагментов барельефов являются экспонатами в местном музее в Бодруме.

В IV веке до н.э. Галикарнас был столицей провинции Карии, которая входила тогда в состав персидской Империи. Это был один из красивейших городов региона. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Его флот мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань.

Особенного расцвета город достиг в правление Мавсола с 377 по 352 (353) год до н.э.

Царь Мавсол был и прекрасным дипломатом, и прекрасным воином. Он умел использовать для своих целей наемную армию и флот. Мавсол практически добился независимости Галикарнаса от персидского владычества, а также захватил всю юго-восточную часть Малой Азии.

Царь был женат на своей родной сестре Артемисии. Подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только среди карийских правителей, но и римских.

Мавсол и Артемисия управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по свидетельству современников очень любила Мавсола.

В центре Галикарнаса незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей (название пошло от имени царя Мавсола). Строительство возглавляла Артемисия. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал.

Спроектировали Мавзолей знаменитые греческие архитекторы Сатир и Пифей. Скульпторы Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид украшали величественную постройку.

Впервые в греческой архитектуре в Мавзолее соединялись все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский.

В центре комплекса была возведена каменная платформа, которая служила пьедесталом для храма.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами примерно 19х11 метров. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Промежутки между колоннами, внешние станы Гробницы были богато украшены скульптурами. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь при раскопках, свидетельствуют, что скульптуры выполняли великие мастера. Вершина пирамиды увенчана площадкой, на которой возвышалась мраморная квадрига – колесница, запряженная четырьмя лошадьми, которой управляли Мавсол с Артемисией. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году до н.э. скончался Мавсол. Труп правителя кремировали. Убитая горем вдова приказала смешать с ароматическими веществами и водой часть праха, а затем выпила, надеясь воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия правила еще 2 года, пока смерть не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями.

Мавзолей в Галикарнасе простоял много веков. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение, а величественный Мавзолей по-прежнемы возвышался над ним. Землятресение XIII века разрушило гробницу царя, а в XV веке мавзолей был уничтожен родосскими рыцарями, которые брали его камни на строительство крепости Святого Петра. Таким образом, часть крепостных стен оказалась сложена из блоков зеленого камня, характерных для основной части мавзолея.
Через несколько лет рыцари обнаружили в руинах усыпальницу Мавсола и Артемиссии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и его разграбили мародеры, которых привлекли золото и драгоценности.

В XIX веке путешественники по Малой Азии обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов часто служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Бодрума.
Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в город и купил разрешение выломать из стен двенадцать плит, чтобы перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса — «Амазономахии».

Убедившись в том, что Галикарнасский мавзолей надо искать в Бодруме, сэр Чарльз Томас Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вмурованные в стену крепости.
За девять месяцев, проведенных в Бодруме, Ньютон отыскал многие обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора — еще четыре плиты работы Скопаса. Когда раскопки подходили к. концу, были обнаружены и расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, а также мраморная лошадиная голова почти метровой длины с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками-украшениями.
В 1857 году эти находки были перевезены в Британский музей.

В XIX веке были раскопаны остатки Мавзолея в Галикарнасе. Идеи, которые были воплощены при его строительстве, вдохновляют многих современных архитекторов, в частности идея Мавозлея в Галикарнасе были взяты для строительства мавзолея Гранта на Манхэттене и Массонского храма в Вашингтоне.




Галикарнасский Мавзолей - ровесник второго Храма Артемиды. В его строительстве принимали участие те же лица, что восстанавливали святыню после пожара, устроенного Геростратом. Здание представляет собой зиггурат, то есть одновременно и гробницу, и святилище, и памятник. Следует отметить, что название «мавзолей» происходит от имени властного и жестокого правителя Карии - Мавсола.


Мавзолей в Галикарнасе

Начало строительства

Несмотря на то, что уже в IV веке до н.э. государство было колонией персидской Империи, Мавсол правил властно и упрямо, стараясь не прогибаться под имперским давлением. Его положение было столь крепким, а связи настолько широкими, что даже после подавления поднятых им же восстаний ему удавалось оставаться на троне. Во время правления энергичного и амбициозного царя Геликарнас превратился в столицу Карии.

При этом строительство гробницы, которая впоследствии вошла в список семи самых прославленных достопримечательностей античного мира, было начато задолго до смерти правителя - приблизительно в 353 году до н.э. Проект Мавзолея разрабатывался греческими архитекторами - Сатиром и Пифеем. Для оформления постройки были наняты скульпторы Тимофей, Леохар, Скопас и Бриаксид. А всего в строительстве принимали участие сотни талантливейших мастеров, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории.

Роскошная усыпальница для царя

Усыпальница представляла собой внушительный архитектурный комплекс, имеющий собственный внутренний двор. В центре последнего была установлена каменная платформа. К вершине вела широкая лестница, охраняемая каменными львами. Внутри здание было оформлено барельефами, изображавшими сцены из древнегреческих легенд и сказаний. Внешние стены Мавзолея покрывали изваяния богов и богинь, а в углах сооружения несли свою службу огромные стражи-воины, вытесанные из камня.

Венчала зиггурат мраморная колесница, ведомая четверкой массивных лошадей. Статуи возниц изображали самого Мавсола и его сестру-супругу Артемиссию. Высота этой скульптуры составляла около 6 метров, а пирамидальную крышу гробницы поддерживали 36 7-метровых монолитных колонн.

Судьба Мавзолея в Галикарнасе

Когда правитель Карии скончался, строительство Мавзолея еще не было завершено, а полностью отделка помещений закончилась только в 350 году до н.э. Усыпальница пережила и завоевание Галикарнаса Македонским, и нападение пиратов в начале I тысячелетия. Но в начале XV века в Малой Азии побывали мальтийцы, которые окончательно разрушили здание, забрав мраморные и каменные плиты для строительства крепости Св. Петра, которая располагалась на том самом месте, где стоял дворец Мавсола и Артемиссии. К концу XVI века от Мавзолея осталось одно основание.

Раскопки гробницы Мавсола, руководил которыми Кристиан Джеппезен, были закончены только в 1966-1977-х годах. По найденным барельефам, статуям и другим элементам обстановки и конструкции был восстановлен облик Мавзолея. Его проект послужил основой для строительства Здания Муниципалитета в Лос-Анжелесе, Мемориала Воинам в Индиане, лондонской церкви Св. Джорджа и многим другим архитектурным памятникам современности.

– был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды. Зовется эта усыпальница Галикарнасский мавзолей.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Проект мавзолея

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части:

  • Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов.
  • Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма.
  • Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу.

В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Строительство мавзолея

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские.

Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу : Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Авторы проекта не увидели его завершение

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но Галикарнасский мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола

Галикарнасский мавзолей. Новая жизнь развалин

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как Галикарнасский мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

Исследования

По одному варианту Галикарнасский мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения.

После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

Недалеко от турецкого городка Бодрум расположено одно из семи чудес света - Галикарнасский мавзолей. Оно возникло в этом месте неслучайно, ведь в древности здесь находилась столица персидской сатрапии Кария, известная как Галикарнас.

История

Город Галикарнас был основан греками во 2-м тыс. до н. э. В середине 1-го тысячелетия он оказался под властью Галикарнасский мавзолей был построен в 4 в. до н.э. как усыпальница для карийского сатрапа Мавсола (377г.—353 г. до н. э.) и его жены Артемисии II. Благодаря Мавсолу это сооружение начали называть мавзолеем (греч. Mausoleion). Возведение усыпальницы началось ещё при жизни Мавсола, правда, до финала строительства он не дожил. Согласно преданию, сооружением мавзолея руководила Артемисия, которая очень любила своего мужа и мечтала увековечить его память. Поэтому Галикарнасский мавзолей часто называют памятником любви. Он привлекает тысячи туристов.

Галикарнасский мавзолей поражал воображение путешественников на протяжении 1800 лет, но в 13 веке он был разрушен сильным землетрясением. В 15 веке на развалинах мавзолея крестоносцы соорудили замок Святого Петра. Для возведения этого здания были использованы мраморные блоки бывшей гробницы. Когда крестоносцы были изгнаны, этот замок превратился в турецкую крепость Бодрум. К 19-му веку от мавзолея остался фундамент и несколько скульптур. стоит в Бодруме до сих пор, и камни мавзолея видны в его структуре. На территории самой усыпальницы можно увидеть развалины и небольшой музей истории Галикарнаса.

Архитектура

Мавзолей в Галикарнасе одновременно играл роль храма и усыпальницы. Его строительством занимались архитекторы из Греции Сатир и Пифей. Не меньшую роль в создании мавзолея играли такие как Скопас, Брикасид, Леохар и Тимофей.

Что касается архитектуры, то в этом здании наблюдалось смешение стилей. Кроме того, усыпальница Мавсола отличалась необычной формой и гигантскими размерами. Площадь Галикарнасского мавзолея составляла 5000 м², а высота - 20 м. Основание являло собой 5-ярусный прямоугольник, который был облицован плитами из белого мрамора. Здание было украшено скульптурным фризом - мраморными рельефами с изображением сражения греков с амазонками. Длина описанного фриза была равна 117 м. Сейчас некоторые из рельефов усыпальницы находятся в

Гробница располагалась в периптере, который был помещен на основании. Он, в свою очередь, был окружен 39-ю 11-метровыми колоннами. Они служили опорой для крыши. Последнюю оформили в виде состоявшей из 24 ступеней. На вершине крыши архитекторы расположили мраморную квадригу. Она являла собой античную колесницу, запряженную четверкой лошадей. В ней находились скульптуры Мавсола и Артемисии. Внутри гробницы были помещены мраморные саркофаги царской четы. Прекрасным дополнением здания служили статуи всадников и мраморные львы, расположенные у подножия мавзолея. Галикарнасский мавзолей не был похож на все усыпальницы, которые существовали до него, поэтому вполне справедливо считался чудом света.

Мавзолей в Галикарнасе - надгробный памятник правителя Карии — Мавсола, был построен в середине IV столетия до н. э. по приказанию его жены Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме (Турция), одно из античных чудес света. Мавзолей простоял 19 столетий. А в XIII столетии он рухнул в следствии сильного землетрясения.

Кария - древнее государство на юго-востоке современной Анатолии (Турция). 546 год — до н. э. — Кария была завоевана персами, а через 150 лет они допустили до управления этой сатрапией местную знать. Первым правителем Карии стал Гекатомн, сын Гиссалдома. Он был страстный поклонник всего греческого, и при нем в Карию, прежде всего в искусство, начали проникать эллинские традиции. Карийские правители были очень богатыми и приглашали самых лучших греческих архитекторов и скульпторов для украшения своей столицы Галикарнаса.

У Гекатомна было 5 детей - сыновья Мавсол, Идрей и Пиксодар и дочери - Артемисия и Ада. Дочерей по карийской традиции выдали замуж за своих братьев. В древнем мире такое кровосмешение бывало в обычае: считали, что оно способствует укреплению династии. Хотя в случае Мавсола и Артемисии это не оправдалось - детей у них не было.


А вот государство при Мавсоле (377–352 г. до н. э.) процветало. Мавсол был талантливый дипломат и военачальник, умевший прекрасно использовать наемный флот и армию. Он практически смог добиться независимости Галикарнаса от персов и захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Кроме этого, Мавсол был жестокий правитель и умел выжимать все соки из подвластных ему народов. В своих владениях он вводил налог за налогом, извлекая доход буквально из всего, даже с погребений или волос. Богатства его были огромными. Свою столицу он украсил зданиями, равными которым почти не было в мире.

После того как Мавсолумер, трон заняла его жена Артемисия II. Она царствовала до 348 г. до н. э. и, хотя немало скорбела об умершем муже, не забывала и о своих обязанностях правительницы. Римский архитектор Витрувий писал о том, как Артемисия возглавила разгром флота родосцев, которые возжелали захватить Карию после смерти Мавсола. Артемисия приказала своему флоту спрятаться в гавани, а жителям Галикарнаса занять крепостные стены. Обещанием сдать город правительница смогла заманить родосцев в ловушку, а сама неожиданно вышла из гавани со своим флотом и напала на них. Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади Галикарнаса.

Родосские корабли Артемисия использовала для того что бы напасть на Родос, пересадив на них своих воинов. Жители острова увидали свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что они возвращаются с победой. Суда вошли в гавань, и Артемисия захватила остров, отдав приказ казнить его правителей, а в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Скульптуры изображали, как Артемисия выжигает знак рабства на теле Родоса. Говорят, что родосцы, из религиозных соображений не разрушившие памятник, впоследствии обнесли это место стеной и приставили стражу, чтобы никто его не мог увидеть.

Однако не военными победами Галикарнас вошел в историю. Мавзолей стал свидетельством любви Мавсола и Артемисии. Римские историки Плиний и Гелий написали, что, когда Мавсол умер, Артемисия захотела сама стать живым памятником любимому. Она повелела сжечь его тело, превратить его кости в прах, смешать его с благовониями и, добавив воды, выпила. Но Артемисия этим не ограничилась: она построила для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, которую стали считать одним из чудес света, - Мавзолей в Галикарнасе.

Галикарнасский мавзолей удивлял в первую очередь своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в нем соединялись все три знаменитых стиля - дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из проконнесского мрамора. (В действительности он был только облицован мрамором, а его основу составлял массивный фундамент из необожженного кирпича.) Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами 18,9×42,3×11,1 метра. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-х ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались скульптуры. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь в прошлом столетии при раскопках, подтверждают сообщения древних писателей о том, что эти скульптуры создавали великие мастера. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Проект гробницы разработали архитекторы Пифей и Сатир. Со слов Витрувия, художники соревновались между собой, чтобы им было позволено украсить Мавзолей.

Каждому досталось по одной стороне здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Пракситель и, возможно, Тимофей.

Скопасу, который славился тем, что мог передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека, досталась восточная часть Галикарнасского Мавзолея. Он изобразил на ней битву греков с амазонками. Значительная часть оформленного Скопасом восточного фриза сохранилась.

Развалины мавзолея в Галикарнасе

По античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея в Галикарнасе стали героические подвиги Тесея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами. Трехметровую скульптурную группу Мавсола с Артемисией на вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор Мавзолея - Пифий, а по мнению современных исследователей - Бриаксис.

На втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Вокруг гробницы были расположены статуи львов и скачущих всадников. Мавзолей задумывался не просто как усыпальница, но как храм, в котором Мавсолу должны были оказывать «божественные» почести.

Место для Мавзолея было отведено на одной из самых широких улиц Галикарнаса, подымавшейся над рыночной площадью. Начиналась она в котловине у самого моря, шла вдоль гавани и связывала восточные и западные ворота города. По замыслу архитекторов, гробница царя Мавсола, как наиболее богатое и знаменитое сооружение Галикарнаса, должна была находиться в центре города и являться основным его украшением.

Артемисия умерла еще до того, как скульптурные украшения Мавзолея были закончены. Правда, некоторые из ученых полагают, что Мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола, и Артемисия только завершила его. Ведь строительство такого величественного сооружения должно было занять несколько лет, а Артемисия умерла спустя 2 года после Мавсола. Кроме этого, ей пришлось воевать. Вряд ли у нее были время и средства затевать грандиозное строительство в такое сложное время. Но так это или нет, доподлинно не известно.

Копии и подражания Мавзолею в Галикарнасе строились по всему античному миру, но они были в меньшей степени удачными. Гигантская усыпальница стала до такой степени знаменитой, что римляне начали называть мавзолеями все крупные сооружения такого рода. Мавзолей простоял 19 столетий. Даже землетрясение XIII века только незначительно повредило гробницу царя. О том, как Мавзолей в Галикарнасе погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где сказано о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

1522 год — когда султан Сулейман готовился напасть на родосцев, великий магистр ордена послал рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину, как тогда именовался Галикарнас, рыцари принялись за укрепление крепости Святого Петра. Для этого они использовали мраморные плиты и глыбы, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани.

Статуи Мавсола и Артемисии

Снимая плиту за плитой, они добрались до прекрасного четырехугольного зала, украшенного мраморными колоннами, карнизами и разными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены мраморными украшениями, по стенам и на потолке виднелись рельефы, изображавшие разные сцены и даже целые сражения.

Налюбовавшись всей этой красотой, рыцари, тем не менее, использовали этот материал так же, как и наружный. После они обнаружили еще один зал, поменьше. В нем находился четырехугольный мраморный надгробный памятник и урна. Этот памятник был так искусно сделан, что казался живым. Завороженные рыцари не успели к нему приблизиться, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидали, что памятник исчез, погребальная урна была открыта и только на земле были разбросаны кусочки золота и парчи.

Первым исследователем Мавзолея стал английский вице-консул в Турции сэр Чарльз Томас Ньютон. Он был археологом-любителем и занимался раскопками в свободное от дипломатической деятельности время. До него дошли слухи о том, как красивы и необычны были мраморные плиты стен турецкой крепости Будрун, где когда-то находилась построенная рыцарями-иоаннитами крепость Святого Петра.

Ньютон прибыл в Будрун и стал искать то место, откуда рыцари брали строительный материал. Оно должно было находиться неподалеку от крепости, иначе бы иоаннитам не было смысла брать оттуда мраморные плиты. Так Ньютон отыскал обломки Мавзолея, а под слоем земли и мусора - бесценные мраморные плиты с барельефами работы Скопаса.

Когда раскопки подходили к концу, обнаружили самое главное - расколотые на много частей двухметровые статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие прежде в колеснице, и мраморную лошадиную голову, длиной около метра, с позолоченной уздечкой и подвесками.

Голова была целой, но сама форма ее была деформирована - она была неестественно вытянутой. Если учесть, что древние греки были непревзойденными мастерами в достоверном изображении натуры, то странная форма лошадиной головы была попросту загадкой. Разглядывая ее, Ньютон догадался, чем объяснялась несоразмерность: лошади, запряженные в колесницу карийских правителей, стояли на 60-ти метровой высоте. На них смотрели издали и снизу, а для того чтобы глаз воспринимал статуи без искажений, их необходимо было исказить преднамеренно. Скульптор рассчитал зрительное искажение и компенсировал его. Все эти детали Мавзолея сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.

А не так давно, летом 2010 г. в Турции была обнаружена могила отца Мавсола, правителя Карии Гекатомна. На его саркофаге сохранились изображения и самого царя, и его старшего сына Мавсола, и дочери Артемисии, чьей любви мир обязан одним из чудес света.



Вам также будет интересно:

Лунный календарь на декабрь года неблагоприятные
Энергетика Луны всегда имела большое влияние на деятельность людей. Рекомендации астрологов...
Как пожарить окуня на сковороде: рецепты приготовления
Целиком тушку окуня жарить 15 минут: по 7-8 минут с каждой стороны. Мелкого окуня жарить 10...
Как выучить корейский: советы для начинающих
Если вы интересуетесь изучением корейского языка, то наверняка знаете, что им пользуются в...
Кафедра ультразвуковой диагностики СТК грудной клетки
На практике УЗИ суставов начали применять не так давно, но это позволило расширить...
Лингвист милостью божьей
Is academician A.A. Zaliznyak a dilettante?Академик А.А. Зализняк - любитель?В.А.Чудинов...