Простой универсальный тахометр на микроконтроллере ATtiny2313
Этот простой тахометр на ATtiny2313 умеет считать количество оборотов любых двигателей, будь то многофазные, многотактные и т.п. Он может быть полезен в авто- мототехнике, для отображения оборотов двигателя. При этом совершенно не имеет значения, сколько тактов или цилиндров имеет двигатель. Его также можно использовать совместно с электронными контроллерами электродвигателей, будь то одно- или трёхфазные.
Схема тахометра очень простая - один микроконтроллер ATtiny2313 и четырёхсимвольный светодиодный индикатор. Транзисторные ключи в целях упрощения отсутствуют. Индикатор можно использовать как с общим катодом, так и с общим анодом - это выбирается в исходнике. Тахометр может подсчитывать обороты как в секунду, так и в минуту, что делает его полностью универсальным.
Дополнительно устройство имеет возможность программного управления яркостью: обычная и пониженная. Если джампер открыт, то устанавливается обычная яркость. При замыкании контактов яркость уменьшается.
Нажмите для увеличения
Перейдём непосредственно к схеме. Если устройство подключается непосредственно к контроллеру двигателя с TTL-уровнями, то импульсы можно подавать просто на вывод 6 микроконтроллера. В противном случае следует выполнить простейший преобразователь уровня на транзисторе.
Для получения и стабилизации напряжения питания +5 вольт применён линейный стабилизатор 1117 с низким падением напряжения для большей экономичности.
В качестве светодиодного индикатора применён индикатор от микроволновки с общим анодом. Так как он уже содержит в себе резисторы на 220 Ом, то на печатной плате они не предусмотрены.
На верхней стороне печатной платы имеются аж 10 перемычек, но они весьма легко устанавливаются.
С обратной стороны установлены SMD-компоненты: это два конденсатора по 22 пФ для кварцевого резонатора, микросхема стабилизатора и фильтрующие конденсаторы.
Кварцевый резонатор для микроконтроллера ATtiny2313 можно устанавливать на 8 или 4МГц, это задаётся в исходнике и управляет прескалером.
Режим отображения оборотов - в секунду или в минуту - задаётся аналогично, в исходнике. Для отображения количества оборотов в минуту рассчитанное количество оборотов в секунду просто программно умножается на 60. Имеется возможность программного округления расчитаных значений. Эти нюансы прокомментированы в исходном коде.
При прошивке микроконтроллера необходимо установить фьюзы:
CKSEL1=0
BODLEVEL0=0
BODLEVER1=0
SPMEN=0
Исходник написан на языке C в Codevision AVR. Он был позаимствован из другого проекта - тахометра для трёхлопастного вертолёта.
Коротко о настройке: необходимо заранее определить, какое количество импульсов за 1 оборот будет подаваться на вход тахометра. Например, если их источником будет контроллер трёхфазного мотора на LB11880 , то он выдаёт по три импульса на каждый оборот шпинделя. Поэтому в исходном коде следует указать это значение.
Выбор индикатора - с общим анодом или с общим катодом (ненужное значение - закомментировать):
//#define Anode
#define Cathode
Количество тахометрических импульсов на 1 оборот вала:
#define byBladeCnt 2
Выбор частоты кварцевого резонатора - 0x00 для 4МГц, 0x01 - для 8МГц:
#define Prescaler 0x01
Выбор отображения оборотов в минуту:
lTmp = (62500L * 60L * (long)wFlashCnt);
Для отображения количества оборотов в секунду необходимо убрать умножение на 60:
lTmp = (62500L * (long)wFlashCnt);
Для того, чтобы отключить округление значений, нужно закомментировать следующие строки:
If (byDisplay > 4)
{
wRpm++;
R += 10;
}
Так как в этой конкретной конструкции применён весьма специфический индикатор, то разводка печатной платы не прикладывается.
Начнем с определений. Что такое тахометр в автомобиле? Это прибор, фиксирующий частоту вращения коленчатого вала в автомобиле.
Разумеется, его применение не ограничено только автотранспортом. Определение количества оборотов в минуту необходимо при работе с различными механизмами:
- турбина самолета
- вал корабельной силовой установки
- генераторы электростанций
- фрезерные и токарные станки высокой точности
- буровые установки
- приборы учета электроэнергии и воды.
Кроме того, приборы для измерения частоты вращения применяются в научно-исследовательской работе.
Любой тахометр состоит из двух частей:
- Датчик вращения снимает показания с вала – объекта измерения
- Сигнальное устройство либо подает команду на управляющую схему механизма, либо просто выводит данные на стрелочный прибор (цифровое табло).
Принцип работы тахометра достаточно простой
Есть несколько разновидностей конструкции:
Электрическая схема импульсная
На вал, частота которого измеряется, устанавливается метка, излучающая любое поле. Чаще всего это маленький магнит.
Рядом с валом размещается считывающее устройство – датчик. На нем формируются импульсы, соответствующие скорости вращения вала.
Электронная схема принимает сигналы, и выводит их на устройство отображения. Вместо пары магнит-датчик иногда применяется фото и светодиод.
Тогда на вал устанавливается диск с отверстием, и считывание происходит по вспышкам света.
Преимущество схемы – идеальная точность. Фактически, это цифровое устройство, работающее без погрешностей. Кроме того, такая схема не отбирает мощность у двигателя.
Недостаток – требуется электропитание. Это исключает применение прибора в чисто механических агрегатах.
Электрическая схема генераторного типа
Вал механизма соединен с компактным генератором. В зависимости от скорости вращения, меняется величина вырабатываемого напряжения.
Показания снимаются прибором, работающим по принципу вольтметра. Иное название – тахометр постоянного тока. Главное преимущество – нет необходимости в источнике питания.
Индукционный тахометр
Это также генераторная схема, только в данной конструкции применяется машина асинхронного типа. На катушки статора подается питание, и при вращении ротора происходит возбуждение и линейное увеличение напряжения.
У таких приборов высокая погрешность, и они не являются энергонезависимыми. Зато снятие показаний (в отличие от тахометра постоянного тока) происходит уже на малых оборотах.
Сегодня писал про сооружение анализатора мощности аудио-сигнала и наткнулся на чип-и-дипе на интересную конструкцию.
Для тех кто ленится пилить/чертить/травить/искать/ существуют конструкторы (Google найдет), там уже все это сделано.Итак, тот же самый блок NM5201, с другим управляющим компонентом.
Помимо измерения частоты вращения устройство способно измерять вре-мя замкнутого состояния контактов прерывателя, а также напряжение бортовой сети автомобиля. Переключение режимов работы автомо-бильного тахометра производится при помощи дискретного трехпози-ционного переключателя. Тахометр имеет два режима работы, которые отличаются пределами измерения частоты вращения. Благодаря этому контроль на невысоких оборотах коленчатого вала может осуществляться с более высокой точностью.
Вся информация выводится на дисплей, представляющий собой линейку из 12 светодиодов. Линейка разбита на три сектора. Каждый сектор имеет свой цвет и определяет некоторый допустимый интервал измеряемой величины. Рассматриваемые наборы различаются лишь индикаторной частью, светодиоды которой загораются в виде бегающей» точки (блок индикации А520 из набора NM5401) или светящегося столба (блок индикации А530 из набора NM5402). Печатная плата измерительного блока (А5401) одинакова для обоих комплектов.
Подобный прибор будет полезен при диагностике и регулировке двигателя автомобиля, работая как самостоятельное устройство. Если же его встроить в приборную панель, то он будет служить в качестве универсального измерителя основных эксплуатационных параметров двигателя автомашины.Технические характеристики
Напряжение питания [В]...................................................................9-18
Tqk потребления не более [мА]...............................................................8
Диапазон выходных напряжений [В]...............................................0-3
Диапазон измеряемых оборотов [об/мин]
при разомкнутых контактах К1 и К2........................................0-2000
при замкнутых контактах К1 и К2.............................................0-6000
Диапазон измеряемого времени замкнутого
состояния контактов [%]..................................................................0-100
Описание работы автомобильного тахометра
Общий вид собранных плат тахометра показан на Рис. 1.Рис. 1. Общий вид автомобильного тахометра
Такой автомобильный тахометр может быть использован как самостоятельный прибор для контроля и диагностики двигателя автомобиля или как встроенный в приборную панель многорежимный индикатор. На Рис. 2 показано, как тахометр подключить к бортовой сети автомобиля.
Электрическая схема измерительного блока автомобильного тахометра представлена на Рис. 3. Как было сказано выше, в обоих наборах (NM5401 и NM5402) используется один и тот же измерительный блок.
Измерительный блок базируется на микросхеме сдвоенного триггера DD1. Импульсы тока, пришедшие от катушки зажигания двигателя, поступают на ячейки триггера микросхемы DD1. Затем с их выходов (выводы 1 и 13) - в цепи формирователей соответствующих выходных сигналов блока «Ang Out» и «Tah Out». Первый содержит информацию о времени замкнутого состояния контактов прерывателя, второй - о частоте вращения вала двигателя.Рис. 2. Схема подключения тахометра к бортовой сети автомобиля
Рис. 3. Электрическая схема измерительного блока автомобильного
Поскольку выходы DD1 тахометра нагружены на RC-цепочки, представляющие собой интеграторы, уровень выходного постоянного напряжения на выходах «Ang Out» и Tah Out пропорционален частоте следования импульсов с выводов 1 и 13 соответственно.
Печатная плата, предназначенная для сборки измерительного блока, показана на Рис. 4. На плате нарисованы все элементы, которые должны быть установлены на нее.Рис. 4. Плата измерительного блока
Электрическая схема и печатная плата блока индикации, светодио-ды которого загораются в виде перемещающейся («бегающей») точки, показаны на Рис. 5 и Рис. 6 соответственно. На плате нарисованы все элементы, которые должны быть установлены на нее.
Рис. 5. Электрическая схема блока индикации с «бегающей» точкой
Рис. 6. Плата блока индикации с «бегающей» точкой
Электрическая схема и печатная плата блока индикации, светодио-ды которого загораются в виде светящегося столба, показаны на Рис. 7 Рис 8 соответственно. На плате нарисованы все элементы, которые должны быть установлены на нее.Рис. 7. Электрическая схема блока индикации со светящимся столбом
Рис. 8. Плата блока индикации со светящимся столбом
Через переключатель S2 (см. Рис. 2) сигнал, несущий информацию о той или иной измеряемой величине, поступает на вход INPUT блока индикации. Микросхема DA1 преобразует его в свечение соответствующих светодиодов линейки индикации. С помощью резисторов Rl.. R5 блока индикации задается рабочий интервал и шаг дискретизации измеряемой величины. Верхняя граница входного напряжения светодиодного индикатора может устанавливаться подстроечным резистором R2 в пределах 1...5 В.
Сборка тахометра
Поскольку автомобильный тахометр состоит из двух блоков (плат), собираемых отдельно, перечень элементов набора удобно представить отдельными таблицами. В Табл. 1 перечислены элементы, входящие в измерительный блок, а в Табл. 2 - элементы, входящие в блок индикации А520 («бегающая» точка) и А530 (светящийся столб).
Таблица 1- Перечень элементов измерительного блока тахометра
Позиция Характеристика Наименование и/или примечание Кол-во R1,R2 100 кОм Коричневый, черный, желтый* 2 R3 62кОм Голубой, красный, оранжевый* 1 R4 120 кОм Коричневый, красный, желтый* 1 R5 1 кОм Коричневый, черный, красный* 1 R6, R7 З0 кОм Оранжевый, черный, оранжевый* 2 R8 47кОм Желтый, фиолетовый, оранжевый* 1 С1 0.068 мкФ 683 - маркировка на конденсаторе 1 С2.СЗ 10.0 мкФ, 16 В Конденсаторы 2 VD1 BZX55C 5V1 Стабилитрон 5 В 1 VD2, VD3, VD4 1N4148(КД522) Диоды 3 DD1 CD4013 Микросхема (замена К561ТМ2) 1 А5401 50x25 мм Плата печатная 1
Таблица 2. Перечень элементов блоков индикации А520 и А530
Позиция Характеристика Наименование и/или примечание Кол-во Rl, R5 3кОм Оранжевый, черный, красный* 2 R2 10 кОм Резистор подстроечный 1 R3 100 кОм Коричневый, черный, желтый* 1 R4 R6,R7 3.6 кОм 510 Ом Оранжевый, голубой, красный* Зеленый, коричневый, коричневый* 1 2 VD1 BZX55C 5V1 Стабилитрон 5 В 1 VD2 BZX55C 9V1 Стабилитрон 9 В 1 VD3 1N4148 Диод 1 DA1 UAA180 Возможна замена на КР1003ПП1 1 HL1...HL4 Прямоугольный Светодиод желтого свечения 4
Таблица 2. Перечень элементов блоков индикации А520 и А530 (продолжение)
ПОЗИЦИЯ Характеристика Наименование н или примечание Кол-во HL5...HL8 Прямоугольный Светодиод зеленого свечения 4 HL9...HL12 Прямоугольный Светодиод красного свечения 4 A52 75x25 мм Печатная плата «бегающая точка» 1 А5 30 75x25 мм Печатная плата «светящийся столб» 1 Для качественной сборки автомобильного тахометра ознакомьтесь с правилами сборки и монтажа радиоэлектронных устройств, приведенных в этой книги.
Один из вариантов офрмления передней панели тахометра представлен на Рис. 9.Рис. 9. Передняя панель тестера автолюбителя
Монтаж элементов набора осуществляйте в следующей последовательности:
проверьте комплектность набора;
установите перемычки J1 - 10 мм на плату А5401 и J1 - 5 мм, J2 - 10 мм на плату А520 или А530. Перемычки можно изготовить из обрезков выводов резисторов; / отформуйте выводы компонентов и установите их на платах; (проверьте правильность монтажа; соедините между собой модули как показано на Рис. 2; подключите тахометр к бортовой сети автомобиля и к катушке зажигания (см. Рис. 2); включите питание. В качестве переключателя S1 можно использовать обычный тумблер, a S2 (переключатель режимов) - трехпозиционный переключатель (S1 и S2 в комплект набора не входят).
Правильно собранное устройство не нуждается в настройке. В случае использования блока на автомобиле с числом цилиндров, не равным четырем, потребуется подбор номиналов резисторов R3 и R4 блока NM5401. Причем, сначала нужно подобрать сопротивление R3 при замкнутых контактах К1 и К2 (тумблер S2 в положении «6000»), а затем R4 при разомкнутых (тумблер S2 в положении «2000»). При этом необходимо добиться соответствия показаний светодиодного индикатора шкале прибора (см. Рис. 9). Для этого может понадобиться эталонный тахометр.По материалам книги "Собери Сам" вып. 2 2004г.
Кстати, можно сделать эту конструкцию по привлекательнее с помощью готовой линейной 12-и сегментной шкалы (около 100р.) правда разноцветных не нашел... только одноцветные =(
Электронный тахометр - это цифровое устройство, изготовленное из электронных компонентов и используемое для измерения скорости электродвигателя или любого другого вращающегося объекта в оборотах/ минуту. Он расположен в приборной панели автомобиля имеет хороший обзор и точность измерения.
Простой метроном скорости
Тахометр происходит от двух греческих слов: «тахо» означает «скорость», а «метроном» - «измерять». Он работает по принципу генератора и определяет напряжение, соответствующее скорости вала. Он также известен как счётчик оборотов. Принцип работы:
- индукционный;
- электромагнитный;
- электронный;
- оптический.
Исторически сложилось так, что первый механический тахометр был разработан на основе измерения центробежной силы. В 1817 году они были использованы для измерения скорости тяговых машин, но после 1840 года применялись преимущественно для измерения скорости транспортных средств. Цифровой тахометр - оптический датчик, предназначенный для определения угловой скорости вращающегося элемента. Области применения:
Типы современных тахометров
Важным параметром, который учитывают при выборе устройства, является рабочий диапазон скорости. Он устанавливает границу измерения, который способен контролировать прибор. Ещё один параметр - точность, которая задаётся в единицах, таких как ± RPM. Используемая технология датчиков: контактные, фотоэлектрические, индуктивные и с эффектом Холла.
В приборе контактного типа он входит в контакт с вращающейся частью. В фотоэлектрическом устройстве для измерения скорости используются световые лучи, видимые или инфракрасные. Частота разрыва, которого применяется для расчёта скорости. Индуктивные инструменты используют магнитные элементы для индукции магнитных полей, а частота активации - для измерения скорости. Конструктивные особенности:
- счётчики;
- таймеры;
- стробоскоп.
Конфигурации дисплея включают аналоговые визуальные индикаторы, цифровые или графические видеодисплеи. Пользовательские интерфейсы и типы управления имеют аналоговые лицевые или цифровые панели и компьютерные программируемые интерфейсы. Современные тахометры оснащаются программным обеспечением для работы на ПК. У многих есть сетевые или коммуникационные интерфейсы. Доступные электрические выходы:
- аналоговое напряжение;
- аналоговый ток;
- аналоговая модулированная частота;
- переключатель или сигнализация;
- светодиодный экран.
Тахометры классифицируются на основе технологии сбора данных. Типы применяемых устройств:
Микроэлектрическая машина генерированного напряжения
Генератор тахометра преобразует показатель вращения вала в электрический сигнал. Работа его использует свойства угловой скорости ротора, поток возбуждения, которого пропорциональный генерируемой ЭДС. Большинство современных тахогенераторов - это тип постоянного магнита. Эти устройства используют вращающееся соединение, один конец которого подключён к валу машины, индуцирует электродвижущую силу (напряжение), пропорциональную скорости вала. Контакты якоря соединены к цепи вольтметра, преобразуя напряжение в значение скорости.
Эти тахометры отличаются точностью, максимально допустимыми показателями и рабочей температурой. Используются в качестве датчиков в различных автомобильных и электромеханических компьютерных устройствах. Действуют в сетях переменного или постоянного тока.
Принцип работы автомобильного счётчика
Тахометр используется для проверки производительности двигателя и помогает автомеханику понять его состояние для оптимизации функционирования с допустимыми параметрами. Принцип работы автомобильного электронного тахометра прост. Система зажигания запускает импульс напряжения электромеханической части тахометра, которая реагирует на среднее напряжение импульсов пропорционально частоте вращения двигателя. Сигнал передаётся двойным экранированным кабелем к индикатору. Тахометры имеют температурную компенсацию для обработки измерений в диапазоне -20 до + 70 C окружающей среды.
Он позволяет водителю выбирать подходящие настройки дроссельной заслонки и шестерни во время движения, поскольку длительное использование на высоких скоростях вызывает недостаточную смазку, влияющую на двигатель, создаёт перегрев и приводит к ненужному износу трущихся деталей и к отказу машины.
Проверка оборотов двигателя
В процессе эксплуатации автомобиля нужно знать, как проверить тахометр в домашних условиях. Большинство машин оборудованы спидометром, манометром, датчиком температуры охлаждающей жидкости и тахометром. Они установлены по-разному в зависимости от марки и модели авто. Последовательность действий:
С широкими возможностями рынка электроники сделать схему тахометра дома своими руками с использованием мультиметра не сложно. Более того, результаты, полученные в таких схемах, точны в оценке общего рабочего состояния измеряемой системы.
Принципиальная схема с использованием IC 555:
Вышеуказанная настройка выполнена с помощью обычного тахометра. Детали для изготовления широкодоступны и их можно приобрести в любом магазине радиотоваров. Список деталей для самодельного варианта:
- R1 = 4K7.
- R2 = 47E.
- R3 = 100 КБ, может быть переменный.
- R4 = 3K3.
- R5 = 10K.
- R6 = 470 К.
- R7 = 1K.
- R8 = 10K.
- R9 = 100K.
- C1 = 47n.
- C2 = 100n.
- C3 = 100n.
- C4 = 33uF / 25V.
- T1 = BC547.
- IC1 = 555.
- M1 = измеритель FSD 10 В.
- D2 = 1N4148.
- C5 с любым значением между 3, 3uF и 4, 7uF.
Перед тем как сделать тахометр своими руками, нужно выполнить монтажную документацию. Простая схема, разработанная с использованием легкодоступных элементов с прорезиненным оптоизоляционным модулем MOC7811 и двумя семи сегментными дисплеями, измеряет скорость диска в RPS. Эта схема рассчитывает RPS от 00 до 99, если нужны большие значения, добавляют ещё один счётчик декады.
Принципиальная электрическая схема содержит IC555, MOC 7811, IC CD4081, IC CD4069 и IC 4033 и семисегментный дисплейный блок LTS 543. На первом таймере IC 555, сконфигурированном как моностабильный мультивибратор, он генерирует импульс синхронизации при нажатии переключателя S2, зелёный светодиод 1 указывает время обнаружения.
MOC 7811 IC2 содержит ИК-передатчик и фотодиод для создания изменяющихся логических уровней, зависит от блокирующего или прерывающего ИК-луча. Логический вентиль N1 включает счётчик детектора Johnson (CD 4033), он управляет семисегментным дисплеем LTS 543. Есть два десятичных счётчика и два семисегментных дисплея для отображения RPS от 00 до 99.
По этой схеме можно сделать тахометр для бензопилы своими руками с вращающим прерывателем. Одно прерывание инфракрасного луча будет приниматься за один счёт, а общий отсчёт вращения - RPS, умножают 60 на RPS, чтобы узнать Revolution Per Minute (RPM).
Онлайн-приложение для iPhone
Возможности современных смартфонов позволяют отображать на дисплее тахометр любого двигателя авто или мотоцикла в реальном времени на основе издаваемого звука. Диапазон RPM составляет 400 - 90 000 об/мин. Найти приложение можно в App Store. После установки его в верхней части дисплея появится циферблат тахометра в больших цифрах, с обновлением значения каждые ¾ секунды. RPM рассчитывается по пикам в графике автокорреляции.
В программе приведены элементы управления подсказки, определяющие диапазон RPM. Имеется коррекция фонового шума для истинного определения звука двигателя. Подсказка определяется значением центра и допуска в процентах. Прокручивая левую или правую область в синих полосах ниже подсказки, регулируют значение центрального RPM и допуск. Вместо фиксированного диапазона используется режим отслеживания, работающий во всём диапазоне измерений.
В этом режиме элементы управления подсказки заменяются, что позволяет начать истинное отслеживание. Ниже контрольных данных - график функции автокорреляции, для проверки надёжности отображаемого RPM. Имеется руководство по настройке диапазона RPM. Вертикальные жёлтые линии на графике соответствуют периодам звука, производимого двигателем. Если они хорошо совпадают с пиками на графике - значение RPM точное. Преобразование звука в тональное видео в RPM зависит от конфигурации двигателя.
Можно выбрать из нескольких встроенных конфигураций, включая 4-тактные и 2-тактные двигатели и указать общий коэффициент, который может компенсировать любое передаточное отношение между двигателем и валом. Помимо этого представления, есть две страницы настройки конфигурации. На каждой есть своя контекстная справка, которая даёт больше информации о том, как использовать приложение. Существует также подробное руководство по эксплуатации.
Ранние модели тахометров зависели от механических приводов, таких как маховик, распределительный вал, шкив вентилятора и т. д. Они вращают магнит, тем самым вызывая вихревые токи на алюминиевом диске (спидометр) в оборотах/минуту. Тахометр современного типа является электронным, управляемым импульсом, способным измерять как самую малую, так и меганагрузку.
Какой бы станок Вы ни собирали, наверняка не раз, испытывая станок, думали: нужен тахометр. А ведь он все время был у вас под рукой, конечно, если у Вас есть такие простейшие составляющие как маленький моторчик и вольтметр. Познакомьтесь с предлагаемым прибором, и убедитесь, что буквально через пять минут в вашем распоряжении окажется компактный и точный самодельный тахометр.
Итак, приступаем к сборке. Как уже упоминалось самодельный тахометр состоит из двух основных частей: моторчика работающего от постоянного тока и вольтметра. Если такого моторчика у Вас нет, его легко можно купить на блошином рынке по цене буханки хлеба или дешевле, по цене двух буханок можно купить новый в магазине электронных компонентов. Если нет вольтметра, он обойдется дороже моторчика, однако на том же блошином рынке его цена будет вполне приемлемой. Вольтметр подключается к контактам моторчика, и все, тахометр готов. Теперь нужно испытать готовый тахометр в работе. При вращении вала моторчика-генератора будет создаваться напряжение, пропорциональное частоте вращения. Следовательно, частоте вращения будут пропорциональны и показания вольтметра.
Проградуировать такой тахометр можно по-разному. Например, построить справочный график зависимости напряжения от частоты вращения якоря или сделать новую шкалу вольтметра, на которой вместо воль записывается число оборотов.
Так как график отражает линейную зависимость, достаточно отметить две-три точки и провести через них прямую. Получение контрольных точек - это самый проблемный этап подготовки самодельного тахометра к работе. Если есть доступ к фирменным станкам, контрольные точки легко получить, зажав резиновую трубочку, надетую на вал моторчика, в патроне сверлильного или токарного станка и включая станок на различных передачах, фиксировать показания вольтметра (скорость вращения шпинделя на каждой передаче указана в паспорте станка). В противном случае для калибровки придется использовать либо дрель, либо двигатель при режиме работы для которого известна частота вращения. И даже если удалось измерить напряжение на контактах моторчика только для одной частоты вращения, вторая точка - это пересечение осей (x) и (y) (то есть числа оборотов и напряжения), правда точность измерений по зависимости основанной на двух точках будет низкой.
Для измерения частоты вращения, вал исследуемого двигателя соединяется с моторчиком небольшим отрезком резиновой трубки или с помощью различных переходников. Если вольтметр зашкаливает при измерении больших скоростей вращения, в схему вводится переключатель с дополнительными резисторами. Потребуется и перестроение графика для каждого положения переключателя.
Возможности прибора можно значительно расширить. Если изготовить роликовый фрикционный переходник диаметром 31,8 мм, тахометр позволит измерять и линейную скорость, выраженную в метрах в минуту. Для этого количество оборотов в минуту, определенное по графику, делят на 10.
Точность измерения зависит практически только от тщательности построения графика и цены деления вольтметра. Подобный простейший и очень дешевый самодельный тахометр может найти широкое применение всюду, где нужно быстро определить частоту или скорость вращения валов, шкивов и других деталей.
Цифровой тахометр из смартфона своими руками
Если Вы являетесь обладателем iPhone, то очень советую установить лучшее приложение для измерения оборотов показанное ниже. И не останавливайтесь на стробоскопе из вспышки телефона, это всего лишь поможет понять как работает стробоскоп-тахометр. Сделав своими руками очень простые электронные схемы, Вы получите стробоскопический и лазерный тахометры не уступающие (а в некоторых ситуациях превосходящие) фирменным тахометрам. Схемы, фото и описание тахометров найдете в этом приложении. Видео с демонстрацией этого приложения смотрите ниже.
Самодельный стробоскопический тахометр из iPhone своими руками
Самодельный лазерный (оптический) тахометр из iPhone своими руками
Сравнительные измерения частоты вращения двигателя лазерным и стробоскопическим тахометрами
При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.